Дальние походы без снаряжения

 

Страница расскажет вам о дальних походах, осуществляемых без палатки, спальника и аналогичного снаряжения. Для краткости назовём их безснаряженческими (отсюда – и словосочетание «безснаряженческая тяга»). Походы, в которых снаряжение используется, назовём общепринятыми (поскольку так ходят все).

 

Снаряжение можно использовать по-разному…

1) Относительно небольшой поход осуществляется без снаряжения и без промежуточных остановок для сна. Это система «Доступная Даль» (используется с 1998 года).

 

2) Дальше – безснаряженческие походы большей протяжённости (с остановками для сна).

а) Походы, сохраняющие привычный распорядок дня (иду днём, сплю ночью).

б) Использующие для сна жаркую часть дня (взамен идём ночью).

 

3) Путешествия, являющиеся «набором» безснаряженческих походов.

 

4) Походы со снаряжением.

а) Если климат позволяет, можно ночевать в одном спальнике.

б) При холодной, дождливой погоде, в краях с резко континентальным климатом используется полный набор снаряжения: палатка, спальник. А также запасная одежда, обувь (подбирается в зависимости от климата).

 

5) Наконец, «соединение» общепринятой и безснаряженческой тяги. Движение с тяжёлым рюкзаком – лишь на отдельных участках. Ставим в безопасном месте палатку, а дальше идём налегке.

 

Нельзя сказать, что безснаряженческая тяга лучше общепринятой. Просто задачи разные. «Традиционная ниша» безснаряженческой тяги – небольшие дальние походы и путешествия, состоящие из таких походов. Палатка и спальник обеспечивают комфортный сон и отдых. Но за это «платим» большей усталостью и меньшей протяжённостью похода.

 

Важно другое. С лёгким рюкзаком идти легче, чем с тяжёлым. Но: при одинаковой массе рюкзака 60-километровый безснаряженческий поход не утомительнее 40-километрового однодневного. Безснаряженческая тяга намного экономичнее; при хорошей подготовке можно преодолевать внушительные расстояния с небольшими затратами сил.

Ведь усталость зависит не только от расстояния, но и от того, как его пройти. Выделю 3 режима движения:

1) Естественный («мягкий») режим. Скорость естественная, не торопимся.

2) Быстрый режим. Скорость выше, но в разумных пределах.

3) Нагонный режим. Максимальная скорость. Используется только при необходимости. Чтобы не опоздать на электричку. Чтобы пройти засветло участок, где не стоит идти в темноте.

 

Единственный «секрет» безснаряженческой тяги: на подавляющем большинстве пути поддерживается естественный режим. «Тише идёшь – дальше будешь». Крупнокилометражные однодневные походы – предшественники безснаряженческих – чаще используют быстрый (а порой и нагонный) режим. Как и «общепринятые» дальние походы; большой рюкзак, конечно, увеличивает расход сил.

Усталость появляется и при естественном режиме. Но медленно.

Нагонный режим «сжигает» силы быстро: 1 час уже даёт ощутимую усталость. А идти с максимальной скоростью больше полутора часов подряд невозможно – даже если стараться, она снизится. Быстрый режим «безвреден» при умеренном использовании. Значительную усталость даёт, если идти несколько часов подряд.

 

Небольшие походы (система «Доступная Даль») тоже бывают разными.

В первых безснаряженческих походах шёл и ночью, но недолго. Прибывая на конечную ночью, сидим до утра и ждём первую электричку.

Поход ТУЛА – УЗЛОВАЯ пройден успешно, но в следующий раз «система» не сработала. Конечная станция невелика и закрывается на ночь. Ждать электричку негде; пришлось двигаться (ночь холодна). Второй недостаток – ночью нельзя «знакомиться» с городскими достопримечательностями.

Поэтому вскоре появились походы со «сквозным» графиком (Доступная Даль – 2). Выходим днём, приходим ранним утром.

В 1999 году появилась и Доступная Даль – 3. Поход начинается ранним утром и заканчивается поздним вечером; ночь почти не используется. По сути – удлинённый однодневный поход.

 

Теперь рассмотрю походы со снаряжением

Если поход осуществляется с полным набором снаряжения (палатка, спальник, запасная одежда), разогнаться можно только при благоприятных условиях (сухая и прохладная погода, хорошие дороги).

Значительно легче будет, если взять только спальник. Но ночевать так можно лишь при хорошей погоде. При меньшей массе рюкзака уменьшится и расход сил. Когда не жарко, такая тяга почти не уступает безснаряженческой. При жаре будет всё-таки тяжелее. Наконец, такой вариант наиболее безопасен. Даже в безлесной местности спальник заметить трудно; он виден с очень малого расстояния. Для ночёвки подойдёт и место, где не поставить палатку.

 

Дальше: безснаряженческие походы с остановками для сна

 

Походы, сохраняющие привычный распорядок дня, не получили развития. Ночевать без всякого снаряжения можно лишь при благоприятной погоде (тёплой и сухой). Этот вариант слабо приспособлен к внешним условиям.

 

Другой вариант – отдыхать днём (в самое тёплое время). В 1999 году пройден поход Рязань – Мичуринск. Днём посплю, ночью иду (с продолжительными стоянками в Старожилове и Ряжске).

Даже 15 – 20 градусов тепла – комфортная для отдыха температура. Но большого развития система не получила. Может и дождь пойти (в походе Рязань – Мичуринск такого не было). А в Сибири может долго держаться холодная погода.

Есть и более серьёзные недостатки. Большая продолжительность требует и большего времени сна. Дневная часть будет «сжиматься», а ночная – увеличиваться. От бодрствования ночью неизбежно накопится усталость. И, конечно, многих красот не увидим. Не любая дорога проходима ночью; не любой край ночью безопасен. И не всегда можно «спрогнозировать» наличие дорог на несколько дней вперёд.

 

Теперь вернёмся к «Доступной Дали»

Весной 2008 года пройден поход Вязьма – Исаково – Вязьма. Ночи в конце марта ещё холодны, а день короче, чем летом. Но, возвращаясь туда, где начал, можно «отрегулировать» график и прийти незадолго до первой электрички. Ночная часть уменьшается, а город смотрим днём (перед основным направлением). Это Доступная Даль – 4.

 

До 2009 года расчётная протяжённость походов, использующих «Доступную Даль», не превышала 75 – 77 километров.

 

2009 год поставил перед безснаряженческой тягой новые задачи: приспособиться к сибирским условиям; преодолевать без сна 100-километровые расстояния. Запланировано путешествие в Сибирь; план включал и участок Куанда – Таксимо (почти 100 километров). И уже ясно, что общепринятая тяга не позволит путешествие осуществиться.

Можно удивиться. Почему с палаткой и спальником не пройти, а без снаряжения – пожалуйста?

…Нельзя собраться с силами и пройти такой поход за короткое время. Значит, он должен быть организован так, чтобы усталость накапливалась как можно меньше. Возможно ли это при общепринятой тяге? Да, но лишь при невысоких скоростях. Возникает вопрос: будет ли посильным одиночный поход на 50 – 60 дней, когда самые продолжительные из предыдущих были 2-недельными? И найдётся ли столько свободного времени? Дальше. Если поход 2-недельный, можно пойти при благоприятных условиях (конец августа, начало сентября). При большой продолжительности неизбежно придётся идти при условиях неблагоприятных (жара, значительно затрудняющая путь).

 

Раньше безснаряженческая тяга почти не использовалась в Сибири. Походы осуществлялись с палаткой и спальником (или только с последним).

Для подготовки к путешествию пройден поход Строгино – Морозки – Софрино. Так появились «сверхкрупнокилометражные» походы (Доступная Даль – 5). Расчётная протяжённость – до 100 километров.

При системе «Доступная Даль» протяжённость ограничивается в первую очередь не физической усталостью, а отсутствием сна. Если идти слишком долго, желание поспать станет непреодолимым. Максимальное время бодрствования у каждого, наверное, своё. За себя скажу, что бодрствовать больше 24 часов подряд очень сложно. А кто-то, наверное, вообще не сможет идти ночью.

Чтобы пройти такой поход, отправимся вскоре после пробуждения. Несколько часов дневной езды «съедят» время, и до утра не пройдём 90 – 100 километров. «Быстрый» режим используется чаще. Опять же – для того, чтобы уложиться в «максимальный период бодрствования». В разумных пределах увеличиваются промежутки между остановками. Ещё нужно хорошо выспаться перед походом и хорошо есть во время похода.

…Участок Куанда – Таксимо пройден не был, Витим остался «далёкой мечтой» (100 километров в Подмосковье и в Сибири – вещи разные). Но пройденные походы стали хорошей подготовкой.

 

 

Были и путешествия, состоящие из ряда отдельных походов. Это и «Сибирская Дорога» 2010 года. Пока едем до следующего «участка работы», выспимся и отдохнём. Но в «Сибирской Дороге» используются и другие варианты. Где-то сидел под открытым небом ночью, где-то поспал днём.

Главный «плюс» – путешествие состоялось. Недостатки есть тоже: путешествие больше «привязано» к населённым пунктам. Усталость от движения, действительно, практически не накапливается – но её «дают» частые переезды (и не всегда хороший сон в дороге). Ещё: безснаряженческая тяга уступает общепринятой по безопасности. Именно «привязанность» к населённым пунктам увеличивает риск.

 

 

Последний вариант: палатку и спальник взяли, но идём (преимущественно) без тяжёлого рюкзака. Поставили в безопасном месте палатку; дальше рюкзак тащить не нужно. Вечером просто вернёмся к палатке. Схема рассматривалась перед «Сибирской Дорогой – 2010». Тогда остановился на другом варианте. Путешествие на Север, в Мурманскую область – первое и пока единственное в своём роде.

 

 

Напоследок скажу, что «плохих» и «хороших» вариантов нет. Так, в краях с тёплым и сухим климатом оптимальны ночёвки в спальнике (без палатки).

Может показаться, что безснаряженческая тяга – это «волшебная палочка», позволяющая проходить сколько угодно и вообще не уставать. Конечно, это не так. 100-километровый безснаряженческий поход намного утомительнее, чем 20-киломеровый с тяжёлым рюкзаком.

Но – безснаряженческая тяга будет надёжной помощницей, когда перед нами стоит непростая задача.

Кстати, естественный (мягкий) режим стоит первым в списке. «Первым приходит тот, кто идёт в первом режиме». Страница, прочитанная вами, лишь показывает, что бежать и торопиться не нужно. Лучше подготовиться, выспаться и поесть – чтобы естественная скорость была выше.

 

 

На главную страницу