СИБИРСКАЯ  ДОРОГА

Год 2010-й

От Селенги до Сургута,

от Кунермы до Котельнича

 

Здравствуйте!

Путешествие состоялось в июне – июле 2010 года. Снаряжение (палатка, спальник) не используется; путешествие состоит из большого количества самостоятельных походов.

 

Переход по странице:

Что представляет собой путешествие; «История вопроса»; ГЛАВНОЕ; Что ещё хотелось бы сказать и «В завершение…»

 

Можно сразу перейти к фотографиям:

По дороге в КунермуКунерма – Дабан. Северобайкальск.

Среднеилимская – Чёрная, Вихоревка, ЧунаИркутск, р. Ангара, Иркутское водохранилище. Усолье-Сибирское.

Петровск-Забайкальский – Кижа – тайга – КижаУлан-Удэ, р. Селенга (ниже и выше города).

Южный Байкальский участок: Мысовая (г. Бабушкин), Слюдянка, часть Кругобайкальской ж/д.

Зима, Тайшет, ж/д Абакан – ТайшетКрасноярский участок (Красноярск, Минино, Ачинск, р. Чулым, Боготол).

Кемеровский участок: Кемерово, р. Томь, Новокузнецк.

Новосибирско-Барнаульский участок: Новосибирск, Бердск, Новосибирское вдхр. Тальменка, р. Чумыш, Барнаул.

Бийско-Чемальский участок: Бийск – 125-й километр – Бийск, р. Бия. Чемал, р. Катунь.

Кулундинско-Омский участок: Кулунда – разъезд – Кулунда; Табулга – Татарск; г. Омск.

Тюменско-Сургутский участок: Тюмень, Сургут, Демьянка и их окрестности.

Последние дни путешествия: Екатеринбург, Котельнич, р. Вятка.

 

Что представляет собой путешествие…

Активная продолжительность – 27 дней (с проездом – 31). Раньше я не знал походов дольше 14 дней (имеется в виду «активная» продолжительность, без проезда). Не так просто вырвать себя из привычной среды и отправиться в дорогу, зная, что целый месяц не будет того, чего мы не замечаем в обычной жизни…

Пройдено пешком: примерно 1250 км (одна тысяча двести пятьдесят километров).

Если отвлечься от цифр – пережить пришлось многое. Середина лета – «лучшее время» для познания резко континентального климата Сибири. Была и изнуряющая жара (+40 и выше – в окрестностях Петровска-Забайкальского), и холодные ночи (+8…+9). Были проливные дожди с грозами и сильными ветрами (Среднеилимская, Улан-Удэ, Бийск). Где-то надо быть осторожным – люди тоже могут представлять опасность (и это самое неприятное). Были тучи комаров (во влажных местах). Было недосыпание. Была, наконец, «обыкновенная» усталость…

 

Немалые усилия были приложены для того, чтобы сначала подготовиться, а затем и пройти поход. Но я не считаю его подвигом. И не думаю, что «Сибирская Дорога-2010» была сверхсложной задачей. Не только потому, что нескромно, но и потому, что прошедшие годы всё чаще кажутся «десятилетием упущенных возможностей». Жаль, что за много лет, «посвятив жизнь» (точнее, свободное время) дороге, я так и не смог подняться на свою «вершину». А сейчас, наверное, просто сделал то, что следовало сделать давно.

 

«История вопроса»

Мысль о том, чтобы «осилить» рубеж в 1000 километров, появилась не вчера. Какие-то идеи приходили в голову давно. Но в реальный «план работы» они, разумеется, не превратились.

В 2004-м были пройдены походы в незнакомые ранее края: Новосибирск – Омск и Хорота – Лабытнанги (Полярный Урал). Об этом не сказано в описании, но перед походом Новосибирск – Омск рассматривалась и бесснаряженческая тяга. Разумеется, её следовало опробовать перед применением. Дефицит времени не позволил этого сделать, и, чтобы не рисковать, я отправился со снаряжением.

К началу 2005-го уже знал, что летом отправлюсь на БАМ (Байкало-Амурскую магистраль). Весной того же года пройден бесснаряженческий поход Ржев – Старица. После и появился новый план путешествия на БАМ: бесснаряженческий поход с остановками для сна днём (в самое жаркое время). В голову прийти может всякое – не бывая на БАМе, я мало чего знал об условиях того края. Вскоре (весьма задолго до отъезда) «глупые мысли» ушли, и невыполнимость плана стала очевидной. Поход был пройден со снаряжением.

В 2006-м году не было выдающихся походов. А в 2007-м побывал на БАМе во второй раз. И вдруг почувствовал настоящий «вкус» тех краёв. Понял, что буду рад вернуться.

 

2008

10-летие моего первого дальнего похода – ТУЛА – УЗЛОВАЯ (1998 – 2008) – хотелось отметить достойно.

Теперь, с учётом накопленного опыта, 1000-километровый поход казался вполне посильной задачей. Я собирался взять снаряжение (палатку, спальник). Самое подходящее время – «стык» августа и сентября (как в 2007-м году). В конце марта начал готовиться (поход Вязьма – Исаково – Вязьма). Но в итоге… прошёл небольшой поход на Алтай. Из-за стечения неблагоприятных обстоятельств подготовиться не удалось, и с таким же успехом я мог дойти пешком до Луны.

Позже, однако, понял, что проект был неработоспособен изначально. Планировалось «осилить» 1000 километров за 25-27 дней (при движении с тяжёлым рюкзаком). Соответственно, средняя скорость – 40 км/день. Но… 40 километров в окрестностях Северобайкальска – то же самое, что 55 – 60 в Подмосковье (или в Волгоградской области). Развить такую скорость «на короткой дистанции» можно, но идти несколько недель – вряд ли.

…Зато 2008-й стал «вторым рождением» бесснаряженческих походов.

К осени сформировался другой проект путешествия. Общепринятая тяга уступила место бесснаряженческой. Сказалось не только «второе рождение»: к тому времени я уже хорошо знал Сибирь и БАМ.

Подготовка началась. Осенью, когда для дальних походов день уже короток, прошёл однодневные: Истра – Кубинка, Барыбино – верховья Северки – Михнево, Куровская – Мисцево – Куровская и другие.

 

2009

После Нового года продолжал готовиться. Прошёл пеший поход под Иваново – зимой, при морозе до –14… –15. И однодневных походов пройдено немало (Фрязино – Царёво – Фрязино, Киржач – Орехово-Зуево и многие другие).

В январе 2009 г. произошло событие, на первый взгляд не имеющее отношения к походам. Событие было очень приятным (подробно описывать не буду – это личная жизнь). Позже «результатом» стало то, что я (отнюдь не по собственной инициативе) отказался от своих планов и перестал готовиться. «Походы – хорошо, а личная жизнь – лучше».

Только личная жизнь налаживаться и не собиралась. В начале мая получил «замечательный подарок» (и к 1 мая, и к своему дню рождения одновременно).

Через несколько дней, оправившись, восстановил свои планы. В поход пойду. Но когда? Если в июле – попаду в самую сильную жару и вряд ли справлюсь. Можно пойти после «пика» жары, в августе. Но темнеет уже рановато (для бесснаряженческих походов нужен длинный световой день). Значит, остаётся июнь. Через 3,5 недели уеду, и надо быстро готовиться.

Сперва прошёл однодневный поход пл. Турист – Орево – Дмитров.

Затем… Май 2009-го положил начало «сверхкрупнокилометражным» походам. Прошёл поход Строгино – Морозки – Софрино, где удалось развить скорость свыше 100 км/день. Не ради «преодоления рубежа»: план путешествия включал и участок Куанда – Таксимо. 92 километра по БАМу (а по дороге – все 100), отсутствие других населённых пунктов – к этому надо серьёзно готовиться.

Следующий подготовительный поход (Крылатское – р. Истра – Радищево) имел меньшую протяжённость. Зато «естественная» скорость увеличилась до 6,5 км/час.

Но 100 километров в Подмосковье и Сибири – вещи совершенно разные. Климат в последней непредсказуем. При жаре, которая в июне наиболее вероятна, участок Куанда – Таксимо равноценен 120 – 130 километрам в Подмосковье. А максимальная скорость должна быть ещё выше, чтобы не идти «на пределе возможностей». Пришлось понять, что Куанда – Таксимо – «вещь» слишком рискованная, и лучше воздержаться.

Физическая подготовка была вполне достаточной. Но, к сожалению, задачу не удалось выполнить полностью: прошёл всего 700 километров. Продолжительность сократилась с 18 до 14 дней. Поход «разрушили» 3 причины:

а) Ошибка при покупке обуви. Исправить ошибку удалось лишь в Красноярске.

б) Слишком маленькая расчётная продолжительность. За 18 дней – даже при идеальных условиях – вряд ли можно «осилить» тысячу километров.

в) Недостаточно чёткий план (на долгие раздумья просто не было времени).

Если смотреть «сверху» – я не смог правильно поступить в сложившейся ситуации. Знать бы всё заранее…

Позже немало пришлось переживать и ругать себя. Каким хорошим, наверное, получился поход, если бы не «несчастная» личная жизнь. Особенно огорчала одна деталь: перестал готовиться во второй половине марта, когда «план подготовительных работ» был выполнен процентов на 70. «Пожертвовал походами ради личной жизни – потерял и то, и другое».

Некоторое время казалось, что следующего раза не будет. На первый взгляд, и тот поход был «выдающимся» – по протяжённости он превосходил любой из предыдущих… Но поздней осенью всё встало на свои места. Я понял, что обязан повторить попытку в третий раз.

Так «неудачное» путешествие превратилось в удачный опыт. Оно показало, что поставленная задача вполне выполнима. И стало «хорошей репетицией» того, что пройдено годом позже.

 

Наконец, 2010…

С марта до начала июня готовился, постепенно увеличивая нагрузку с 65 до 100 км/день. «Фундаментом» стали 7 подготовительных походов по Подмосковью:

Строгино – Лобня – Речной Вокзал;

Митино – р. Истра – Звенигород;

Окраина Москвы – Лесной Городок – Перхушково – окраина Москвы;

Митино – Снегири – Митино;

Митино – Манихино – Митино;

Митино – Карцево – Румянцево;

Окраина Москвы – Кубинка – Звенигород.

Составлен чёткий план работы, проведены другие «подготовительные мероприятия».

 

Почему без снаряжения?

На первый взгляд – странно. Как прожить 4 недели без палатки, спальника и всего остального?

Но «бесснаряженческая тяга» не означает, что сплю и отдыхаю только под открытым небом (хотя и это использовалось). Путешествие является «набором» самостоятельных походов; можно поспать и набраться сил, пока еду до следующего «участка работы». Дважды – в Северобайкальске и Улан-Удэ – пользовался комнатами отдыха при вокзале (но это исключение из правил). На многих участках движение осуществлялось и ночью.

Бесснаряженческая тяга используется по следующим причинам:

1) «Сконцентрироваться» и пройти такой поход «по-быстрому» невозможно. Значит, путешествие должно быть организовано так, чтобы усталость накапливалась как можно меньше. Возможно ли это при общепринятой тяге? При скорости 10 – 15 км/день – не вопрос. А если надо пройти тысячу?

Суть «проблемы» вот в чём. Отдыхать в палатке комфортнее и лучше. Но, с другой стороны, общепринятая тяга «неплохо» накапливает усталость. Чем продолжительнее поход, тем меньше будет средняя скорость. Бесснаряженческая же тяга экономичнее.

2) Бесснаряженческая тяга малочувствительна к жаре и тяжёлым условиям. Да, и при тяжёлом рюкзаке можно развить высокую скорость – если погода прохладная, а дороги хороши. Но уже при +25 идти тяжелее; с дальнейшим ростом температуры скорость снижается, а сил расходуется всё больше. Когда же попал в сильную жару под Тындой (июль 2005 г.), «выручило» лишь обилие ручьёв (и близость реки Геткан). Пройти участок Курьян – Кувыкта в таких условиях не тяжелее, а гораздо тяжелее, чем поход Строгино – Морозки – Софрино. А по протяжённости последний в 3,5 раза больше.

Кстати, при тяжёлом рюкзаке жара вызывает очень высокие потери влаги. Уже не только тяжело, но и опасно.

 

Разумеется, я не считаю, что походы со снаряжением – это что-то плохое. Конечно, нет. Просто выбор тяги (общепринятая – бесснаряженческая) зависит от поставленных задач. Рюкзак с вещами – вещь хорошая. Но, к сожалению, мало подходящая для 1000-километрового похода, сопряжённого со сложными условиями.

 

Главное

(Перейти к фотографиям: По дороге в Кунерму).

…Как и 5 лет назад, поезд Москва – Тында отправлялся с Казанского вокзала. Только день был не солнечным, а холодным и дождливым.

Уезжая, вдруг понял, что за прошедшие годы мало чего изменилось. Несмотря на предстоящие испытания, казалось, что эти строки (вернее, крик души) написаны вчера:

 

Этот поезд увозит вдаль

Едва город покинула ночь

И того, что оставил, не жаль

И не жаль, что уеду я прочь

 

В край холодных, забытых дорог

Ураган средь ущелий ревёт

Реки горной бурлящий порог

Старый мост за туманы зовёт

 

…Первая остановка после Москвы – Вековка. Бросился в глаза стоящий неподалёку… вагон Вековка – Новокузнецк. Через несколько минут прибыл поезд Москва – Новокузнецк, и вагон прицепили к нему. Странно: Вековка – крупная, но удалённая от городов станция; используется для смены электровозов…

После были фиолетовые «моря» люпинов, а также иван-чай. Остановок стало меньше: Вековка, Муром, Арзамас, Канаш, Казань (в Навашине и Сергаче теперь не останавливаемся). Вечером тучи остались позади. В районе Сергача местность становится холмистой; позже переехали Суру.

2-й день пути «встретили» в западной части Урала (Чернушка). Холмы постепенно превратились в горы, и поезд ехал медленно. На участке Дружинино – Екатеринбург дорога спускается с гор, и поехали быстрее. После Екатеринбурга также едем быстро.

3-й день пути. Утром был Омск, затем Барабинск и Новосибирск. День был жарким; несмотря на вентиляцию и открытые окна, ехать тяжело. Немногим раньше из Новосибирска отправился поезд Новосибирск – Северобайкальск; в Тайге мы его обогнали. За Юргой была обмелевшая от жары Томь.

4-й день пути также был жарким. Но следующим утром уже приеду.

 

Активная часть

Вкус жаркой высоты (часть 1)

1 – 2 дни: Кунерма – Дабан. Северобайкальск

…Путешествие началось с горного участка Кунерма – Дабан.

День был жарким, а рельеф – тяжёлым (это же Байкальский хребет). Вначале было легко. Казалось, что спокойно дойду и до Северобайкальска (как раз к следующему утру).

Долгий и нелёгкий подъём начинается за Диким ручьём. Перед Дабаном – спуск. Но, судя по всему, Дабан находится значительно выше Кунермы.

Уезжая из Москвы, я забыл шляпу. Проблема была решена в Северобайкальске, на следующий день. Сейчас же приходилось смачивать голову ледяной водой ручьёв: солнце в горах светит ярко.

Когда пришёл в Дабан, оставалось больше полутора часов до поезда. Под конец всё-таки перегрелся и подустал. Но сказывалась не только жара: в поезде Москва – Тында не очень хорошо выспался. Дабан – это разъезд; населённых пунктов поблизости нет, питьевой воды купить негде. Пригородный (рабочий) поезд ехал довольно медленно. Долго стояли в Тые. Вот, наконец, и Северобайкальск.

Немного погуляв, пошёл в комнату отдыха на вокзале. Выспался, к сожалению, плоховато. Заснуть не удавалось очень долго – наверное, не успел «переключиться» на местное время. Вот так подводит порой собственный организм…

На этот участок планировалось выделить сутки (и уехать утром 3-го дня). Но в такой ситуации нельзя идти ночью, и я купил билет до Среднеилимской.

2-й день посвящён Байкалу, Северобайкальску и р. Тыя. Из-за обилия машин шоссе было малоприятным местом. Казалось, из-за жары все ехали подальше от города. Днём жарко, как и вчера (не меньше +30), но вечером – уже прохладнее.

 

3 – 4 дни: Среднеилимская – Чёрная, Вихоревка, Чуна

Поезд Северобайкальск – Красноярск остановился в Среднеилимской утром. Выход был перегорожен 2 грузовыми поездами. Поняв, что ехать они не собираются, обошёл с восточной стороны. От Среднеилимской двигаюсь на запад. БАМ шёл по берегу Усть-Илимского водохранилища (р. Илим), пересекая его западнее станции.

Погода стала другой: пасмурно, несколько раз шли проливные дожди. Из-за размытых дорог приходилось идти по БАМу. Впрочем, кое-где других дорог нет вообще. По деревянным шпалам идти куда легче, чем по слякоти. В районе 508-го километра пришлось увеличить скорость, чтобы прийти вовремя.

Середина дня была тёплой, несмотря на дождь. Вечером же похолодало. Ждать электричку – «почти мучение»: из-за сильного (даже жестокого) северо-западного ветра замёрзли кисти рук. Укрыться от непогоды негде. Надеть свитер – тоже: сняв защищающий от дождя плащ, я бы тут же промок.

Через час с лишним подошла электричка Хребтовая – Вихоревка. Дождь вскоре прекратился, и уже из окна я любовался закатом. Платформа 489-й километр, Сохатый, Видим – всё и не запомнить. Возле «железки» были и грунтовые дороги, испорченные дождём. Электричка ехала быстро, и лишь в Кежемской стояли минут 10.

Ночью приехали в Вихоревку. Через 3,5 часа будет электричка в Чуну. За это время быстро прошёл по Вихоревке и её окрестностям. Дождя не было, но темно и холодно. В темноте почти ничего не видно. От станции пошёл на север, затем свернул налево, перешёл подъездной путь. Выйдя из городка, пошёл по местному шоссе. Затем вернулся.

До Вихоревки спать не хотелось, а до Чуны ехать недолго. Когда вернулся в Вихоревку, усталость давала о себе знать. И спать охота, и холодно, и ноги просят покоя…

Приехав в Чуну, купил билет на 71-й поезд до Иркутска. Утро было холодным и туманным. К счастью, на станции продают горячий чай. После этого жить стало легче.

Чунский участок сравнительно невелик. Но на Чуне я бывал раньше (2007, 2009). От посёлка до реки шёл по шоссе (довольно оживлённому). Позже туман рассеялся, установилась жаркая и солнечная погода. Пройдя по правому берегу Чуны, я вернулся по лесной дороге. После гулял по посёлку. Последние 2 – 3 часа преимущественно ждал свой поезд (недосыпание и жара сделали своё дело). Сев в поезд, залез на свою полку (верхнюю) и сразу заснул.

 

5-й день. Ранним утром поезд прибыл в Иркутск (перейти: Иркутск, р. Ангара, Иркутское водохранилище). Там ждал «сюрприз»: в местном поезде Иркутск – Наушки нет мест. Ни в плацкартных, ни в общих вагонах. Зато есть места в летнем поезде Москва – Владивосток. Значит, вместо Джиды будет Петровск-Забайкальский.

Этот день посвящён Иркутску. Была и «дикая часть» – берег Иркутского водохранилища. Оно располагается выше по течению Ангары (от центра можно добраться городским транспортом).

 

День 6-й (и начало 7-го)

Вкус жаркой высоты (часть 2)

Петровск-Забайкальский – Кижа – тайга – Кижа

Поезд прибыл ранним утром. Станция – Петровский Завод, город – Петровск-Забайкальский. Кстати, «познакомился» с ним ещё 9 лет назад. Как и в 2001-м, в Улан-Удэ ходит одна-единственная электричка. В восточном направлении (Хилок) – 2 пригородных поезда в день.

Сначала пошёл на восток, затем развернулся. Недалеко от станции, за переездом, есть озеро (точнее, водохранилище). Хорошее место для купания.

После озера – на запад. Севернее Транссиба проходила автодорога. Сначала беспокоился – не много ли машин будет. Но за городом движение очень редкое и не мешает ощущать природу. Дорога не асфальтирована и напоминает «АвтоБАМ». Иногда шёл по грунтовым дорогам возле «железки».

Этот участок был самым жарким. По ощущению – до +40. Столкнувшись (уже после) с сильной жарой в Москве, понял, что, возможно, было ещё жарче. После Петровска-Забайкальского нет ни рек, ни озёр, ни других водоёмов, где можно купаться. Это существенно усложнило путь.

Придя в Кижу, увидел, как от грузового поезда отцепился электровоз-толкач. Кижа находится на перевале; это одно из самых высоких мест Транссибирской магистрали. Поэтому к грузовым поездам прицепляют второй электровоз (сзади).

В деревне нужно обязательно купить воды. Увидел магазин, подхожу к нему и… вот беда – он закрыт! Приятного мало. Но решил ещё заглянуть на станцию. И повезло: в здании станции есть продуктовый магазин. Проблема решена.

После Кижи шёл неторопливо – жара всё-таки сделала своё дело. Неподалёку от конечной – подъём. Я поднялся, но потом решил, что «экспериментировать» хватит. Спустившись, полтора часа отдыхал.

Дальше – возвращение в Кижу. Вскоре уже стемнело. Идя в темноте, подумал, что в тайге могут встретиться и дикие звери. В действительности же ничего не было. Голоса редких птиц и бабочки, севшие мне на одежду – вот и весь животный мир…

Перед Кижей «проскочил» поворот к станции, потом чуть-чуть вернулся. Не доходя до платформы, сел на пень, расположенный у дороги. Позже надел свитер: ночи в Сибири холодны. Ещё позже поднялся сильный ветер. Погода меняется…

Электричка будет нескоро. Во 2-й половине ночи уже двигался; дорога проходит по краю Кижи. После ещё где-то посидел и пошёл к станции. К этому времени совсем похолодало. От ветра приходилось прятаться за станционным зданием – на скамейке долго не просидишь.

Когда подошла электричка, было ещё темно. Платформа была абсолютно пустой. Никто, кроме меня, не собирался сегодня ехать в Улан-Удэ… Через 2,5 часа буду в столице Бурятии.

 

7, 8 и начало 9-го дня (Улан-Удэ и р. Селенга)

Улан-Удэ встретил прохладной погодой и сильным ветром, дувшим со стороны Байкала. Посмотрев церковь и паровоз (памятник), вышел к мосту через Селенгу. Последняя, правда, не так велика, как представлял.

Дальше – выход из города и вниз по реке. Утренняя прохлада бодрила, а днём стало теплее. Где-то севернее сел на камень и немного поспал: от Кижи ехать не так долго. У 5630-го километра развернулся и – обратно в Улан-Удэ.

Оставшаяся часть дня посвящена городу. Вечером, после всего – в комнату отдыха на вокзале. Надо хорошо выспаться.

 

Следующий день также посвящён Селенге и её окрестностям. Но теперь пойду вверх.

Утром ещё посмотрел Улан-Удэ. Доехал на трамвае до станции Заудинский, где от Транссибирской магистрали отходит Трансмонгольская. До Монголии, впрочем, далеко: больше 250 километров.

Старт в Заудинском был ошибкой: Трансмонгольская магистраль долго шла по городским окраинам. Дикая природа начинается за 7-минутной остановкой в лесу. Но после будет Медведчиково. Там несколько промышленных предприятий, и участок перед станцией оставил не самое хорошее впечатление. После Медведчикова – приятный участок, берег Селенги. Но ещё выше берег реки застроен.

«Верхний» автодорожный мост виден издалека. Специально поднялся, чтобы посмотреть. Может быть, по левому берегу пойти? Увы. Днём, пожалуй, пройду. А ночью возвращаться не стоит. Пришлось идти обратно – на правый берег, к железной дороге. Затем – другая «беда»: около «железки» проходит шоссе Иркутск – Чита. За Саянтуем, однако, нашлась грунтовая дорога. Поднялся в гору. Спустившись, пошёл дальше на юг.

По-настоящему «дикими» и достойными были 2 участка: 1) Селенга выше Медведчикова; 2) подъём на гору после Саянтуя.

Саратов далеко, а Саратовка – близко (!). Посидел, отдохнул у 5682-го километра (отсчёт ведётся от Москвы). Теперь пора обратно.

До развилки дошёл быстро: участок был ровным. На развилке поворачиваем направо, под железнодорожный мост (налево – объездное шоссе). Следующий участок изобилует подъёмами и спусками; идти стало труднее. Ночью начался дождь. Частично его удалось переждать на автобусной остановке. Но в итоге дождь помог: взбодрившись, я пошёл быстрее.

Город начался незаметно – ночью и не поймёшь, когда вошёл в Улан-Удэ. Основная часть города – за уже знакомым переездом Трансмонгольской магистрали. Вскоре я был в центре; передохнув, прошёл ещё. Городской транспорт работает с 6 часов утра (по расписанию). Но первый трамвай появился на 15 – 20 минут раньше. И это приятно!

 

9-й и начало 10-го дня

(Южный Байкальский участок)

Утром отправляется электричка Улан-Удэ – Мысовая (г. Бабушкин). Еду до конечной, по пути отдохну и посплю.

Проснулся незадолго до приезда. Байкал, горы (хребет Хамар-Дабан) и небольшие деревни очень приятны. Дожди уже кончились, только ветер силён…

Бабушкин – небольшой и тихий городок, стоящий на берегу Байкала. Он оставил самые тёплые «городские» воспоминания. От станции пошёл на запад по берегу Байкала. Затем вернулся. Днём будет электричка в Слюдянку.

Перед Слюдянкой облака расступились. Горы и Байкал были залиты солнцем.

Выйдя из городка, пошёл по грунтовой дороге между Транссибом и Байкалом. Дорога доходит почти до станции Слюдянка-II. Сама Слюдянка-II – не очень приятное место. Она находится в стороне от городка, тропинок нет, и пришлось идти по шпалам. Будьте осторожны – поездов много!

За Слюдянкой-II свернул на Кругобайкальскую железную дорогу. Вскоре будет мост через р. Култучная. Но, подойдя к нему, увидел, что дальше не пройти: за мостом территория «железки» огорожена и охраняется. Может, это вовсе не Кругобайкальская ж/д, а какой-нибудь подъездной путь?

Нет, это действительно «Кругобайкалка». Обойти огороженный участок – не проблема (рядом шоссе). Позже будет станция Култук, а затем – дикая природа и Байкал. Вечерний Байкал удивительно красив, хребет Хамар-Дабан – тоже. Я прошёл лишь небольшую часть Кругобайкальской железной дороги. Но и этого достаточно.

У 153-го километра развернулся; на участке Култук – Слюдянка прошёл по шоссе. Это дольше, чем по грунтовой дороге; перед Слюдянкой увеличил скорость (чтобы не рисковать).

 

10-й день

В пятом часу ночи отправляется электричка Слюдянка – Черемхово. Иркутск уже видел, поэтому решил ехать дальше, до Усолья-Сибирского (перейти к этому участку). Забегая вперёд, скажу, что этого делать не стоило.

Ехать до Усолья долго; отдохнул и поспал вполне нормально. Усолье-Сибирское «преподнесло сюрприз»: в Тайшет ехать не на чем – нет мест. Исключением не был даже местный поезд Иркутск – Тайшет. Что ж, уеду на электричке (в Черемхово).

Усольский участок был, увы, не самым приятным. Достопримечательностей почти нет, лишь у вокзала недавно построили деревянную церковь. До Ангары шёл долго – она протекает за городом. Увы, и Ангара почему-то не произвела впечатления…

Затем отправился на северо-запад (в сторону Тайшета). Ушёл не очень далеко: день выдался жарким. Потом – электричка на Черемхово. По пути проехали станцию Белая, где «железка» пересекает одноимённую реку. Знал бы всё – поехал туда, а не в Усолье. Но… ничего, не выскакивать же из электрички.

Приехали в Черемхово. В пассажирских поездах мест, разумеется, не было. Зато стояла электричка Черемхово – Зима; скоро она отправится. Ну что ж, поеду на Оку (разумеется, сибирскую).

В Зиму приехали уже вечером (перейти к этому участку). В билетной кассе – как назло – перерыв. Скоро он закончится. Рядом стоял справочный терминал. Посмотрел и – вот радость – есть 2 места в поезде Иркутск – Волгоград! В Канске он будет как раз утром. Касса вскоре открылась. Но когда подошла очередь, оказалось, что билетов уже нет. Увы. Кассирша сказала, что есть места в общем вагоне поезда Иркутск – Усть-Илимск. «До Тайшета доедете, а там электричка на Иланскую». Так и сделаем. Только усть-илимский поезд проходит раньше, чем волгоградский.

Из-за недостатка времени пришлось идти быстро. Я не стал переходить «железку» и пошёл с северо-восточной её стороны (той, где вокзал). Участок от станции до Оки малоприятен. Напрямик не так далеко, но Зима – крупная станция. Между вокзалом и мостом находится депо. Всё запутано, и порой непонятно, куда идти – приходилось натыкаться на заборы, тупики. Потом всё-таки вышел к Оке (пусть и с подпорченным настроением). Железнодорожный мост даже не был виден.

Присмотревшись, заметил, что у противоположного берега Оки плыли… маленькие льдинки. Не мудрено – река начинается в Саянах. Вода была холодной. Быстро окунувшись, пошёл вверх по течению. Затем увидел мост. Пройдя под ним, сворачиваем направо, к станции. Этот путь оказался короче. Заодно посмотрел городок. Большая часть его – приятные деревенские улицы.

Поздним вечером подошёл поезд. До Тайшета ехать недолго (около 6 часов), но поспать удалось.

 

11-й день: Тайшет – 1025-й километр – Тайшет и другие окрестности Тайшета

(перейти к странице с фотографиями)

Приехав в Тайшет, обратил внимание, что электричек на Иланскую… как бы нет. В расписании значились только рейсы в Нижнеудинск и Чуну. На Саянскую (трасса Абакан – Тайшет) пригородного сообщения никогда и не было. Что же касается Красноярского направления, то ещё в прошлом году электрички ходили по «цепочке»: Тайшет – Юрты – Решоты – Иланская. Видимо, где-то ремонтировали путь.

В общем, в Иланскую и Канск не попадаю. Купил билет до Красноярска, пошёл вдоль ж/д Абакан – Тайшет. Где-то по шпалам, где-то были грунтовые дороги. На обратном пути прошёл по объездному шоссе.

Затем были окрестности Транссибирской магистрали. В восточном направлении ходить не стоит – там огромный «вокзал» для грузовых поездов. Лучше идти на запад: дикая природа начинается за переездом. Севернее ж/д есть озеро; берег был совершенно безлюдным.

Уже из окна видел железную дорогу Абакан – Тайшет, Бирюсу, Тарбинский. Единственный пассажирский поезд состоял из нескольких вагонов: Тайшет – Саянская – Красноярск, Тайшет – Абакан, Иркутск – Абакан (и других). Ночью, когда я спал, мой вагон тоже несколько часов «отдыхал» в Саянской. После его прицепили к поезду Абакан – Красноярск.

 

12 – 14 дни: Красноярский участок

Ранним утром был в Красноярске. Чувствуя, что хорошо выспался, решил выделить на этот участок сутки.

Посмотрев Красноярск и Енисей, отправился на запад. Участка подъезда в Красноярске не было, хотя окраины его не слишком интересны. По краю города идёт объездная железная дорога (для грузовых поездов). В Бугаче она соединяется с пассажирской.

Прошёл, наверное, немало. Но эта часть была не самой лучшей. Единственный относительно «дикий» участок – Бугач – Овинный. На участке Овинный – Минино очень много дач. К тому же пришлось идти по шоссе: тропинок возле «железки» нет, а поезда идут часто. Шоссе, конечно, было оживлённым и малоприятным. После 5-минутной остановки в лесу допустил ошибку: повернул направо. Впереди был мост, но я не понял, что под ним железная дорога. В итоге вышел к «железке» восточнее Минина. Потом – на запад.

В Минине стоял (вернее, сидел) долго – надо отдохнуть. Потом – снова на запад. Но вскоре понял, что пора разворачиваться. Устали не ноги, а глаза; казалось, что могу уснуть прямо на ходу. Пошёл обратно. Свернув направо перед мостом, попал на деревенскую улицу, и к станции выйти не удалось. Пришлось вернуться, перейти «железку», а затем повернуть.

До электрички ещё немало времени. Станция, разумеется, закрыта: дальние поезда в Минине не останавливаются. Хорошо, хоть на улице есть скамейка. Ночь холодна, и периодически я вставал, чтобы подвигаться.

Чернореченская электричка будет поздним утром. Решил поступить по-другому: сел на первую красноярскую электричку, доехал до Бугача. Вышел, купил билет – и вскоре будет моя электричка.

В Бугаче шёл дождь. Начался он, бесспорно, вовремя: после того, как я уехал из Минина. Был выходной день, и пассажиров в чернореченской электричке много. Сесть удалось лишь в Снежнице. На Чернореченскую времени, к сожалению, не осталось. Приехав, увидел, что сейчас будет электричка на Боготол. Пересев, доехал до Ачинска.

Затем был поход на реку Чулым (ниже Ачинска). Вечером гулял по Ачинску. Хотелось ещё раз посмотреть Чулым (выше, в районе наплавного моста). Но вовремя понял, что лучше не ходить: в том районе много пьяных и агрессивно настроенных «личностей». Пожалуйста, имейте в виду.

Что-то не сложилось и дальше. Хотел заехать в Лесосибирск, но в ожидании поезда заснул и… упустил его. Проснулся через 20 минут после того, как поезд уехал. Тут же вылетел на перрон… может быть, поезд задержался, опоздал. Увы. Билеты вернул, но с потерей большей части стоимости.

Что делать дальше? Дождаться рассвета, посмотреть на утренние окрестностям Ачинска. На север идёт шоссе; машин практически не было (потому что ночь). Отойдя от города, понял, что остался не зря. Рассвет очень красив, и утро стало «самым добрым» за всё путешествие. Развернулся в 8 км от Ачинска.

Утренняя электричка довезла до Боготола (по пути ещё поспал). Приехав в Боготол, увидел, что есть свободные места в поезде Владивосток – Новокузнецк. Замечательно – ночью уеду в Кемерово.

Заезд в Боготол не планировался. Я пошёл, куда глаза глядят… и вышел к р. Чулым, протекающей южнее. Прошёл вниз по реке, затем – обратно. Под конец устал. Боготольский участок не слишком велик, просто поспать надо: последний раз нормально спал в вагоне Тайшет – Красноярск. Вечером прошёл сильный дождь. Но я уже на вокзале.

 

15 – 16 дни (Кемеровский участок: Кемерово, р. Томь, Новокузнецк)

Следующим утром поезд привёз меня в Кемерово. Посмотрев город, я перешёл Томь и пошёл вверх по её берегу. Выход из Кемерова – место малоприятное: пришлось идти по шоссе. Самый интересный и дикий участок – скалистый берег Томи. Развернулся довольно рано: дорог дальше не было, а окрестности Томи населены. Конечная остановка «изобиловала» комарами.

Вернулся около часа ночи. После гулял по Кемерову. Утром – на автобус в Новокузнецк.

Ехать до Новокузнецка 3,5 – 4 часа. Выспался не самым лучшим образом, но ничего. После Новокузнецка можно было бы заглянуть в Таштагол. Но от этой идеи отказался: автобус (или электричка) будет только следующим утром. Взял билет на ночной поезд до Новосибирска. В поезде нет сидячих и общих вагонов, только плацкартные (а ехать-то несколько часов). Есть ещё поезд Новокузнецк – Рубцовск (можно доехать до Поспелихи). Но он ходит через день, и сегодня рейса не было.

Новокузнецкий участок был преимущественно «городским». Но ещё поднялся на гору (юго-восточнее ж/д вокзала). День был весьма жарким, но вечером, не задев меня, прошёл дождь с грозой.

 

17-й день (Новосибирско-Барнаульский участок, северная часть)

Приехав в Новосибирск, купил билет до Бийска (в сидячий вагон). В Новосибирске бывал уже несколько раз, поэтому решил добраться до расположенного рядом Бердска. Между Бердском и Новосибирском есть и дикая природа: леса, Новосибирское водохранилище. В последнем хорошо купаться: дно песчаное, вода тёплая, а берег совершенно безлюден.

Вечером уехал в Бийск.

 

18 – 19 дни (Бийско-Чемальский участок)

Ранним утром поезд прибыл в Бийск. Вскоре откроется автовокзал. Сразу купил билет до Чемала (на следующее утро).

После – знакомство с городом и р. Бия. Левый берег казался менее населённым, и я перешёл реку. Но, к сожалению, берега Бии застроены, а дороги были очень слякотными. Поняв, что не стоит тратить время зря, я вернулся.

Затем – основная часть: Бийск – 125-й километр – Бийск. Единственная «железка» вскоре выйдет из города. С погодой, увы, не очень повезло. Первый дождь, начавшись перед Чемровкой, закончился довольно быстро. Затем – солнце и жара. Но вечером (на обратном пути) был ливень с грозой. Возле «железки» почти везде есть дороги, но пришлось пройти и по шпалам: сильный дождь быстро превратил дорогу в болото. Гроза сопровождалась сильным ветром – один из порывов чуть не сбил с ног. Хорошо, что ветер попутный: шум поезда, ехавшего против ветра, слышен всего за 150 – 200 метров.

Перед 134-м километром, на переезде, я «перестроился» на шоссе. Оно уже успело «успокоиться». Вот удивительно: вдали от Бийска дорога была хорошей. А перед городом стала разбитой и ухабистой. Можно подумать, что где-то ошибся и пошёл не туда. Но нет! Вот, наконец, подъездной путь, отходящий на окраине города. Затем – под мост и к вокзалу…

До автобуса – больше 3 часов. Вокзалы (и железнодорожный, и автобусный) ещё закрыты. Можно немного посидеть на скамейке под открытым небом. Затем придётся двигаться, чтобы не замёрзнуть. Хотя и движение грело слабовато: расстояние пройдено приличное, к тому же под дождём…

Потом открылся автовокзал. Вскоре я уже ехал в Чемал.

На р. Катунь планировалось выделить больше времени. От этого, к сожалению, отказался: усталость уже чувствовалась, да и погода не самая подходящая (в Чемале тоже бывают дожди). Шоссе, по которому планировалось идти, было намного более оживлённым, чем в 2008-м году. Увы. Сходил на реку Чемал, посмотрел на Катунь, на горы Алтая…

Поздним вечером отправляется автобус Чемал – Новосибирск. Решил заехать в Тальменку (находится между Барнаулом и Новосибирском).

До конца оставалось ещё немало времени. Но в Чемале впервые стала чувствоваться грусть – ясно, что путешествие скоро подойдёт к концу… Чемал – это «прощание с горами»: после будут только равнины.

 

20-й день (Новосибирско-Барнаульский участок, южная часть)

Автобус не заезжает на автостанцию (всё равно она ночью закрыта), останавливаясь на Чуйском тракте. Сначала подумал, что нужный поворот севернее, и пошёл вперёд. Потом понял, что ошибся. Поворот на Тальменку – перед мостом, и я сразу свернул к реке Чумыш. На окраине посёлка в Чумыш впадает река Тальменка. А станция называется Усть-Тальменская.

Прошёл вверх по Чумышу, потом развернулся – и обратно. Чумыш красив, только комаров утром много. От Усть-Тальменской до Барнаула ехал на электричке. Можно доехать и автобусом, но их немного. Судя по расписанию, в Тальменку не заезжают транзитные автобусы (Барнаул – Новосибирск и другие).

Приехав в Барнаул, купил билет до Кулунды (на местный поезд Барнаул – Карасук, отправляющийся поздним вечером). Затем – на юго-запад, по лесным дорогам возле Туркестано-Сибирской магистрали. Немного времени потерял на выходе из Барнаула (не сразу нашёл дорогу). После – дикая природа, хвойные леса. Развернулся за Барнаулкой (это небольшая река, приток Оби). На обратном пути прошёл дождь. Потом он прекратился. Ненадолго. Перед Барнаулом начался настоящий ливень. Но вскоре я уже вышел к автобусной остановке, подъехал до вокзала.

В качестве общего вагона в поезде использовался… купейный. Мне повезло: попутчики ехали недалеко (полтора – два часа от Барнаула). Верхние полки свободны; одной из них и воспользовался.

 

21 – 22 дни (Кулундинско-Омский участок)

Поезд остановился в Кулунде ранним утром, практически ночью. Купив билет до Табулги, я сразу же отправился.

Обратите внимание, что Кулунда не так далека от границы с Казахстаном. Поэтому пошёл в противоположном направлении – на восток, в сторону Барнаула. Конечная – это неизвестный разъезд (никаких «опознавательных знаков» не было). Движение очень редкое; по пути на восток поездов не было вообще. Неподалёку, правда, проходит шоссе. Но его нельзя назвать очень оживлённым.

До Табулги ехал на поезде Кулунда – Новосибирск. Общим вагоном также был купейный, только пассажиров гораздо меньше. Долгое время вообще ехал один: поезд наполняется вечером, ближе к Транссибирской магистрали. Перед отъездом увидел пригородный поезд из Казахстана: Павлодар – Кулунда – Павлодар. Других пригородных поездов – ни на север, ни на восток – нет вообще. Да и павлодарский не каждый день курсирует.

На Кулунду можно было выделить больше времени. Удобнее поезд Кулунда – Омск (ночной), но он курсирует через день. Новосибирский – ежедневно, но отправляется днём. Окрестности Кулунды – самая «цветущая» (изобилующая цветами) часть путешествия.

В районе Купина проснулся. Поезд стоит долго и можно погулять. Во время стоянки начался ливень. Прекратился он быстро, но после прошёл ещё один.

В Табулгу приехали вечером. Дождя не было, и даже дороги сухие. В Табулге мой поезд стоит долго – пропускает встречный Москва – Барнаул.

Возле «железки» была грунтовая дорога. После она стала заросшей, и «перестроился» на деревянные шпалы (скоро всё равно стемнеет).

Хорошая погода – вещь недолговечная. Я успел порадоваться закату, но поздним вечером и здесь начался ливень. Грозы, как под Бийском, не было, но воды вылилось немало. Немного подмок, хотя и шёл по шпалам.

Зато участок был весьма «диким». Настоящий «степной БАМ». Между Табулгой и Татарской нет населённых пунктов – точнее, они есть, но в стороне от «железки». Нет и станций – только платформы. Всего один переезд (не считая Табулги и окрестностей Татарска). Почти нет и светофоров: на этой дороге они встречаются лишь возле станций.

Движение намного более редкое, чем на «настоящем» БАМе. После Табулги проехало всего 3 поезда: Омск – Кулунда, Новосибирск – Кулунда и ранним утром – попутный грузовой.

…Видимо, ливня было мало. В Татарске ждал следующий «сюрприз». Омская электричка уходит теперь в 6 утра; я прибыл часом позже. То ли неправильно запомнил, то ли расписание поменялось. Казалось, что она отправлялась в 8 с минутами… Теперь придётся ждать несколько часов. Знал бы заранее – может быть, удалось уменьшить время в пути на час с лишним. Но вряд ли: по шпалам до 8 км/час не разгонишься (и до 7 тоже). Да и шёл довольно быстро, не сделав ни одной крупной остановки.

На всякий случай посмотрел расписание автобусов. Спросил у людей – может быть, что-то ходит в том направлении? Но, к сожалению, автобусы курсируют только по району. Татарск – это ещё Новосибирская область, и с Омской сообщения нет.

Сев на скамейку, почти сразу уснул. Когда проснулся, до электрички оставалось ещё немало времени. Туман рассеялся, стоял тёплый и солнечный день. Спать уже не хотелось. Затем будет электричка в Омск… Участок Табулга – Татарск прошёл, а платформу Забулга проехал (да, есть и такая – западнее Татарской!)…

Приехав в Омск, купил билеты Омск – Тюмень и Тюмень – Сургут. Времени потерял не так много, хотя в кассах дальнего следования очереди, а билеты на тюменскую электричку (скорую) продаются в пригородных кассах.

Вся оставшаяся часть дня посвящена Омску. Ночью вернулся на вокзал, посидел (и поспал) в зале ожидания. Следующим утром быстро прошёл по набережной Иртыша, посмотрел на утренний город. После уехал.

 

23 – 25 дни (Тюменско-Сургутский участок)

До Тюмени ехать 7 часов. Первую половину пути, разумеется, спал; после была 12-минутная остановка в Ишиме.

В Тюмени пролился кратковременный дождь. Раньше я уже бывал в городе, поэтому быстро прошёл по центру и набережной Туры. Вечером будет поезд Тюмень – Нижневартовск.

Поезд серьёзно отличался от того, на чём ездил раньше. Ехал в общем вагоне (плацкартные все заняты, да и путешествие подходит к концу). Большую часть пассажиров составляли «вахтовики» (те, кто работает вахтовым методом на Севере – в нефте- и газодобыче). Хороших людей, конечно же, немало. Но в конце вагона ехала бригада «вахтовиков» из 6 человек. Оставшуюся часть дня они пьянствовали и ругались скверными словами. Моё место, впрочем, было в середине; попутчики попались хорошие. В Тобольске многие вышли, и можно спать на верхней полке.

 

…Когда проснулся, поезд ехал по мосту, над Обью. Рядом был автодорожный мост. Но дойти сюда сложно: между Сургутом и мостом нет тропинок, зато есть грузовой «вокзал» и депо (по шпалам идти не стоит). У моста рядом с «железкой» проходит шоссе. Ездят ли в ту сторону автобусы – неизвестно.

«Природная часть» не так велика – несколько километров северо-восточнее Сургута. Пошёл со стороны вокзала, но вскоре пришлось развернуться. Перешёл «железку» по пешеходному мосту, пошёл с другой стороны. Там, однако, проходит оживлённое шоссе. Дальше появилась тропинка, ещё дальше – запасной путь. Затем пошёл по самой «железке». «Вторая колея» оказалась подъездным путём, вскоре ушедшим в сторону.

Далеко ходить не стал: «железка» одноколейная, а поездов много. Дойдя до моста (автодороги), свернул на тротуар. Дальше – по городским улицам.

Вечером из Сургута отправился поезд Нижневартовск – Уфа. До Демьянки ехал в сидячем вагоне – старом, но приятном. А на следующем вагоне красовалась надпись «Мордовия».

Перед отъездом увидел пригородный поезд в Пыть-Ях. Поезд состоял из единственного вагона, ведомого 1 секцией грузового тепловоза. Последняя была прицеплена кабиной назад (видимо, на конечной негде развернуться; обратно поедет «правильно»). Зрелище было одновременно и смешным, и грустным (неужели больше нечего «запрячь»?). Пригородный поезд уехал раньше, но в Островном мы обогнали его.

 

В Демьянку приехали ночью. Но вскоре уже начало светать – это же север. Ночь холодна, а день был жарким. Жару, наверное, привезли 2 поезда с юга (шутка): Астрахань – Нижневартовск и Волгоград – Нижневартовск. Первый отправился почти одновременно с моим (разумеется, в противоположную сторону), второй прибыл через несколько минут.

Когда стало светлее, пошёл на юг – туда, где течёт река Демьянка. Незадолго до реки шоссе повернуло налево. Пройдя по нему, развернулся незадолго до предприятия, к которому, собственно, и ведёт дорога. Вернувшись к «железке», поворачиваем на юг, к реке; вскоре будет мост.

Где-то за 395-м километром развернулся. Дорог возле «железки», разумеется, не было, а движение интенсивное. Вернувшись к реке, погулял по её берегу; недалеко от моста есть место для купания. Затем – обратно, в Демьянку. Севернее посёлка, к сожалению, дорог нет.

Вечером будет поезд Нижневартовск – Екатеринбург. Сперва подумал, что перепутал вагон. Нет, не ошибся. «Сидячий» вагон оказался плацкартным (используемым в качестве общего). Очень хорошо: пассажиров мало, и на верхней полке можно спокойно спать.

 

Последние дни путешествия (26, 27)

Екатеринбургский участок был «сугубо городским». В Екатеринбурге бывал, но давно, и с тех пор город изменился.

…Приехав в Екатеринбург, увидел, в плацкартных вагонах (до Москвы) мест нет. Но… кто сказал, что 13 – «несчастливое число»? Поздним вечером проходит поезд Новокузнецк – Санкт-Петербург (№13). Именно в нём нашлось 1 место, причём хорошее (видимо, кто-то сдал билет). Станция, наиболее подходящая для пересадки – Котельнич. Купил билеты Екатеринбург – Котельнич и Котельнич – Москва.

27-й (и последний) день посвящён Котельничу и р. Вятка. Котельнич – небольшой и приятный город, а также узловая станция. Через него проходят поезда, следующие на Москву (через Нижний Новгород или Ярославль) и на Санкт-Петербург. Часть поездов (Москва – Тында, – Барнаул, – Улан-Удэ) едет южнее, через Казань; Вятку они пересекают в Вятских Полянах.

«Познакомившись» с городком, вышел на высокий берег Вятки и отправился вниз. Потом – обратно в Котельнич. День был жарким; чувствовалась более высокая, чем в Сибири, влажность воздуха. Но к вечеру погода испортилась. С запада (возможно, с Горьковского водохранилища) надвигалась огромная туча. На обратном пути прошёл сильный дождь с грозой.

Вечером городок тих, спокоен и похож на большую деревню. Вот и закончилось путешествие: следующим утром буду дома. Дожди уже остались в прошлом, но небо казалось немного грустным…

 

Что ещё хотелось бы сказать?

На это, пожалуйста, обратите внимание:

Улан-Удэ и его ближайшие окрестности. В выходные будьте осторожны: можно встретить пьяных и других «нехороших личностей».

Окраинные и малолюдные районы Ачинска: то же самое (в выходной день).

Омск. К сожалению, стал менее безопасным местом (по сравнению с 2004-м годом). Вечером, пожалуйста, будьте внимательны. Отмечу, что изменения к лучшему тоже есть: например, набережная Иртыша.

Демьянка. Если заезжаете туда, будьте внимательны: «нехорошие люди» (пьяные и агрессивно настроенные) встречаются даже днём.

 

Некоторые «запланированные» районы посещены не были. Как туда можно попасть?

1) До Джиды можно доехать пригородным поездом от г. Улан-Удэ. Правда, он курсирует 1 раз в день (вечером). Автобусов, судя по всему, нет.

2) Чунояр (ветка Решоты – Карабула). Выходим из поезда (точнее, вагона) Красноярск – Тайшет в Уяре (ранним утром). День выделяем на окрестности Уяра; поздним вечером садимся на поезд Красноярск – Карабула.

3) Вместо Усолья-Сибирского можно выйти на станции Белая, пройти по берегу одноимённой реки.

4) Лесосибирск: лучше ехать на автобусе из Красноярска (их немало). В рамках этого путешествия: можно было вернуться в Красноярск и уехать первым утренним автобусом. Из Лесосибирска – поездом в Ачинск.

 

Рассматривались ли другие варианты путешествия? Да. Помимо использованного, прорабатывался и такой: взять палатку и остальные принадлежности, но не таскать всё время на себе. Отошёл на безопасное расстояние от станции, поставил палатку, положил вещи и пошёл. Вечером возвращаюсь. На следующий день – следующее направление, на третий – третье; после этого можно переезжать к следующему участку. Но, подумав, понял, что для этого путешествия система не очень подойдёт.

 

В завершение…

Лишь с третьей попытки удалось добиться результата. Но с течением времени всё больше понимаю: по-настоящему «великих» походов в моей жизни не было. Возможно, в будущем состоится то, после чего «Сибирская Дорога – 2010» покажется лишь хорошей прогулкой…

Вопрос, на который нет точного ответа: почему «оно» не состоялось раньше? Наверное, потому, что не очень было нужно.

Есть и «вторая сторона вопроса». Для путешествия нужна не только физическая подготовка, но и хорошее знание сибирских особенностей. Первый (а возможно, и второй) поход на БАМ вряд ли мог быть 1000-километровым и бесснаряженческим. Ибо необходимой «глубины представлений» просто не было.

«Третья сторона» – возможности бесснаряженческой тяги не исследованы полностью. Речь идёт о многодневных походах, а не 70-80-километровых. Но для таких «исследований» требуется свободное время, причём в большом количестве. В силу объективных жизненных условий его не было (и вряд ли будет в обозримом будущем).

 

…Спустя несколько месяцев остались самые приятные воспоминания. Но вместе с ними – не только чувство выполненного долга, но и лёгкая грусть. Состоится ли когда-нибудь что-то большее, лучшее? Или «всему своё время»?.. С годами жизнь берёт своё, и нельзя навсегда остаться человеком, который «жизнь дороге посвятил».

Но главное – поход успешно пройден.

И самое главное. Себе в заслугу не ставлю. Наоборот, пройдя путешествие, я должен сказать «Огромное Спасибо» родному краю, тропинкам, дорогам, рекам и горам… как бы странно это не казалось. Спасибо, что подарили Событие с большой буквы. Спасибо, что дали возможность пройти поход, ставший главным и самым лучшим на сегодняшний день.

Поклон и глубокая благодарность – людям, которые в нелёгких условиях строили Транссибирскую магистраль, БАМ и всё остальное.

 

 

В начало