Путешествие на Север, в Мурманскую область

 

Путешествие включает в себя окрестности Мурманска и Кандалакши. Кандалакша – небольшой город в южной части Кольского полуострова.

«Активная» продолжительность – 5 дней, а с проездом – неделя. До Мурманска ехать 1 день и 2 ночи, из Кандалакши – на несколько часов меньше.

В походе используется палатка, да и одежду тёплую нужно взять – всё-таки север. Но лишь на небольшом протяжении я шёл с тяжёлым рюкзаком. Отойдя от города и добравшись до безопасного, защищённого от посторонних глаз места, ставлю палатку. Дальше иду налегке, а вечером возвращаюсь к палатке.

 

Поезд, который довёз до Мурманска, не одно десятилетие был пассажирским. Совсем недавно стал… скорым, но так же медленно едущим. Хотя не совсем – между станциями едем быстро. Но за Кондопогой поезд останавливается, как электричка: каждые 10 – 15 километров.

 

(Перейти к фотографиям: По дороге в Мурманск)

Когда выехали из Москвы, прошёл дождь с грозой. Следующим утром небо было безоблачным. Крупных остановок, где можно погулять, немало: Лодейное Поле, Свирь, Петрозаводск, Кондопога, Медвежья Гора, Сегежа, Надвоицы, Кемь. До Медвежьей Горы погода не отличалась от подмосковной; в Сегеже немного прохладнее. В Кеми прохладно, но светло (несмотря на поздний вечер).

Кольский полуостров встретил пасмурной погодой. В районе Оленегорска прошёл дождь, закончившийся задолго до Мурманска. Больше – как ни странно – дождей не было.

 

(Перейти к фотографиям: Мурманск. Реки Тулома и Кола)

Мурманск вытянут с севера на юг, поэтому воспользуемся городским транспортом. Из троллейбуса вышел, увидев «мост через море». Точнее, через Кольский залив Баренцева моря.

В Мурманске практически весь берег занят морским портом. Посмотрев на залив с моста, отправимся в Колу.

Палатка была установлена в лесу – южнее Колы, неподалёку от одноимённой реки. Рядом проходит и железная дорога.

Вскоре отправился на Тулому. По высокому берегу реки проходит железная дорога, соединяющая Мурманск с северо-западной частью Кольского полуострова. По «железке» и шёл – других дорог нет. Возле Колы – шоссе с интенсивным движением. Но вскоре оно уходит в сторону и не мешает своим шумом. Поезда ездят очень редко, но из-за слабой видимости (лес, много поворотов) надо быть осторожным и внимательным. Ведь ветер может дуть и навстречу поезду.

Тулома – красивая и своеобразная река. На большей части напоминает озеро (ширина велика, течения почти нет). Но у моста в Коле хорошо заметно течение… «Дальняя» часть похода весьма приятна.

 

Второй день посвящён реке Кола. Отправимся на юг, вверх по течению (нижняя часть уже знакома). За пешеходным мостом шёл в стороне от реки, позже вернувшись к ней по шоссе. Развернулся южнее Выходного. Пора назад – автобус в Кандалакшу едет ранним вечером.

Собрав палатку, выходим в Колу (чтобы доехать до Мурманска). Подошедший автобус переполнен (поскольку едет из аэропорта Мурмаши). В Мурманске люди постепенно выходят, и автобус стал полупустым.

На Мурманск стоило выделить больше времени, но автобус в Кандалакшу ходит 1 раз в день.

 

Кстати, про транспорт. Печальная особенность Мурманской области – отсутствие регулярных пригородных поездов. Электричка Мурманск – Апатиты курсирует 2 раза… в неделю. С такой же частотой курсирует поезд Мурманск – Заполярная. Электричка Апатиты – Кандалакша ходит «чаще»: 4 раза в неделю (с пятницы по понедельник).

До Кандалакши можно доехать на поездах дальнего следования. Но: ни в одном из них нет ни общих, ни сидячих вагонов.

Автобусы до Оленегорска (и Мончегорска) едут регулярно. Дальше – редко.

 

В шестом часу вечера отправился автобус Мурманск – Кандалакша. Пейзаж вокруг приятен. По пути можно подышать свежим воздухом: автобус останавливается в Оленегорске, Мончегорске и Полярных Зорях. На немалом протяжении ремонтировали дорогу (в районе Оленегорска и Мончегорска). После Оленегорска пассажиров осталось мало. За Мончегорском – обратите внимание – видел предупреждение: «Заповедник. Вход запрещён». После шоссе на Апатиты была река Чуна (в Восточной Сибири есть крупная река с таким же названием).

Из Оленегорска отправились почти одновременно с поездом Мурманск – Анапа. Тот же поезд догнал нас в Полярных Зорях. От Полярных Зорь до Кандалакши ехали по тихому местному шоссе.

Поздним вечером автобус прибыл на привокзальную площадь Кандалакши. Поднявшись на пешеходный мост, я сразу понял, куда идти. Переходим пути, затем поворачиваем к мостику через Ниву. Перейдём речку, и город остаётся позади. Отойдя подальше, ставлю палатку в лесу на склоне горы.

Склон горы – не самое комфортное место. Зато безопасное: палатка сливалась с окружающим лесом, и даже при ярком солнце её заметить трудно.

 

(Перейти к фотографиям: Кандалакша, Белое море, губа Канда)

3-й день. Поход до губы Канда и обратно. Возле Кандалакши были лесные дороги (около дороги железной). Ближе к губе пришлось идти по самой «железке». Обратно возвращался по шоссе. Оно оживлённое. Но шёл бодро, и малоприятный кусок не очень-то и велик. Гораздо меньше машин после развилки (где поворачиваем в Кандалакшу).

 

4-й день посвящён Белому морю. Точнее, Кандалакшскому заливу Белого моря. На восток идёт шоссе Кандалакша – Умба. Оно не слишком тихое. Но машин гораздо меньше, чем на шоссе Санкт-Петербург – Мурманск. Помимо шоссе, есть и лесные дороги (недалеко от моря). Нередки большие лужи, но обойти их легко. День тёплый, но вечером ветер с моря принёс похолодание.

Обратите внимание, что в лесу много комаров. В отличие от берега моря.

 

5-й день посвящён ближайшим окрестностям Кандалакши и городу. Палатку собрал сразу. И поднялся на гору возле городка. «Изучил» и близлежащую часть Нивы.

 

Мой поезд проходит ночью (светлой, как и предыдущие). До него идут другие: Мурманск – Вологда, 2 поезда Мурманск – Москва. Первый приходит ночью, а второй («Арктика») – очень дорогой. В противоположном направлении проехал поезд Минск – Мурманск с красивым прицепным вагоном «Псков».

После полуночи слегка покапал дождь. Совсем слабый – на меня не попало и десяти капель. И он был единственным за всю активную часть похода.

 

…Поход проходил не по самым диким районам Кольского полуострова. Зато это самый северный край, где удалось побывать: и Мурманск, и Кандалакша стоят далеко за Полярным кругом.

 

Переход к фотографиям:

По дороге в Мурманск

Мурманск. Реки Тулома и Кола

Кандалакша, Белое море, губа Канда

 

На главную страницу