Красота Севера. От Полярного Урала до Архангельска


Переход к фотографиям:
Воркутинско-Печорская часть
Воркутинско-Печорская часть
Архангельская часть
Архангельская часть

Здравствуйте. Интересное 9-дневное путешествие состоялось в июле 2016 года.

…Посетив многие уголки нашей Родины, я лишь однажды видел тундру: около 12 лет назад состоялся поход на Полярный Урал.

Путешествие состоит из нескольких походов и имеет 4 промежуточных переезда: Воркута – Бугры-Полярные; Уса – Кожва; Печора – Костылево; Кокшеньга – Архангельск. Целых три раза пользуемся пассажирским поездом Воркута – Москва (он останавливается и на небольших станциях); из Кокшеньги уедем поездом Котлас – Архангельск.

Все промежуточные переезды – в сидячих вагонах, имеющихся в обоих поездах. В плацкартном вагоне едем до Сейды (и возвращаемся из Архангельска). Для экономии пользуюсь верхними боковыми местами в конце вагона. Поэтому денежные затраты невелики: на всё путешествие – чуть больше 10 тысяч рублей.

Палатка, спальник и подобные вещи не используются; отдыхаем во время переездов и днём. Немало километров пройдено при тяжёлых условиях, когда тяжёлый рюкзак крайне затруднит преодоление больших расстояний. Разумеется, перед путешествием был подготовительный поход.

Полярный день, стоящий на Крайнем Севере летом, благоприятен для безснаряженческой тяги. Отсутствие полной темноты позволяет долго двигаться без сна.

Что встречается во время похода?

Река Уса. Усу видим в окрестностях Сейды и Абези; к Абези она становится намного более широкой. Кстати, железная дорога проходит в относительной близости от Усы на большом отрезке: станция Уса – Сейда – Чум. Рассматривался вариант: пройти участок Абезь – Воркута целиком. Но расстояние велико, населённые пункты редки, а дороги возле Усы вряд ли везде будут…

А во что Уса впадает? В Печору (кстати, это крупнейший приток Печоры). Печора встречается в одноимённом городе и его окрестностях.

Ещё увидим немалые, но не столь огромные реки: Воркута, Кожва, Устья, Кокшеньга.

Увидим тундру (Сейда – Воркута) и тайгу (другие части путешествия).

Посетим Архангельск. И южную часть Архангельской области (Костылево – Кокшеньга).

Структура путешествия

1 день и 2 ночи: едем в Сейду

2 – 3 дни: Сейда – Воркута

3 – 4 дни: Бугры-Полярные – река Уса – Абезь – станция Уса

5 день: станция Кожва – 1803 километр – река Кожва – город Печора (и река Печора)

6 день – едем из Печоры в Костылево (приезд после полуночи)

7 день: южная часть Архангельской области. Костылево – река Устья – река Кокшеньга – станция Кокшеньга

8 день: Архангельск. Вечером – отъезд домой

9 день: возвращение домой

По дороге в Сейду…

А поезд был тот же, что 12 лет назад: Москва – Лабытнанги. Сейда стоит на «основной» дороге; можно доехать и на любом Воркутинском поезде. Воркута связана железнодорожным транспортом с разными городами: Санкт-Петербург, Москва, Киров, Нижний Новгород, курорты Юга России.

Выезжаем вечером. Вскоре начался дождь с грозой. Но… «мы торжественных проводов не ждём; надеемся, за Полярным кругом будет солнце».

Следующим утром проехали Коношу. Далее Воркутинская дорога не электрифицирована; в вагоне ощущается лёгкий запах дыма. В Котласе переключается направление движения (заезжаем на главный вокзал – Котлас-Южный), и запах дыма исчез. Встречный транспорт довольно редок (в 2004 году поездов было больше).

Пасмурная погода не помешала увидеть красоту Вычегды (реку переезжаем ранним вечером). У Княжпогоста встретилась река Вымь, а облака покидают небо. К Сосногорску установилась хорошая, безоблачная погода. А ехать осталось немного.

Сейда – Воркута

Первая часть путешествия трудна, но и очень интересна. До отдыха пройдено 80 – 85 километров. Но по затратам сил переход Сейда – Воркута не уступает 100-километровому походу Строгино – Морозки – Софрино. Дорожные условия на 90% пути тяжелы; идём в резиновых сапогах. Перед Воркутой утомляет жара и дефицит питьевой воды. Предыдущий поход пройден в августе – при прохладной погоде, когда расход питьевой воды невелик. Сейчас намного теплее. Поэтому в Сейде покупаем дополнительное количество воды. Далее – до самой Воркуты – нет ни одного продуктового магазина; обратите на это внимание! Лишь в Хановее (недалеко от станции) стоит колодец с питьевой водой.

Выйдя к Усе, пройдём вниз по течению реки (немного, до 12-минутной остановки).

…Приехав в Сейду, задумался: это действительно Крайний Север? Солнышко греет лучше, чем в Подмосковье. Может быть, случайно на юг приехал? Нет, конечно, это самый настоящий Север. Но сегодня увидел его в совершенно других красках: около Усы есть и леса, и множество цветов, встречающихся в более южных районах России. Все цвело и радовалось солнцу. Душа наполнилась ощущением праздника.

Труднопроходимая дорога вывела к станции Чум. Станция удалена от Усы, и лес уступает место тундре. Далее идём по сырым грунтовым дорогам, по железной дороге, по бездорожью. Изредка проезжают поезда и… вездеходы (по грунтовой дороге, разумеется).

Вечером была речка Лек-Воркута. Скоро увидим Воркуту большую (ещё не город, а реку).

Первые несколько часов шёл легко. Но расход питьевой воды выше, чем рассчитывал; раньше столько воды расходовалось при весьма сильной жаре. Хановей – станция узловая. В Воркуту ведёт правая железная дорога (левая – к посёлкам и промышленным предприятиям). У крохотного озера увидел тропинку, но… она ведёт не туда. До моста встречается река Воркута; затем железная дорога удаляется от неё.

Ещё до Юнь-Яги установилась жара. Скорость мала, а останавливаться приходится часто. В Юнь-Яге нет колодца, зато… к станции подходит дорога. На последнем участке «отдохнём» от железной дороги и бездорожья, предварительно преодолев огромную лужу у станции. Дальше были броды через ручьи, но глубина мала. В одном из ручьёв набираю воду для питья (выше брода, разумеется). Перед Воркутой дорога присоединилась к очень тихому шоссе. Жара усилилась, но близость конечной придавала силы…

Город поздно даёт о себе знать: в окрестностях Воркуты нет дач и огородов (в силу сурового климата). В городе шоссе становится Усинской улицей.

Основная часть окончена. После отдыха посмотрим близлежащие районы Воркуты.

Переход в 22 с половиной часа не лёгок. Но: при тяжёлом рюкзаке путь занял бы дня четыре.

Пора ехать. Расстояние до Усы не так велико. Но в Воркуте и окрестностях нет пригородных поездов: ведь местность почти не населена. Их функции выполняют пассажирские поезда Воркута – Лабытнанги и Воркута – Москва. Посмотрев чуть-чуть на пройденную тундру, уснул…

Железная дорога пресекает Усу около одноимённой станции. Но реку лучше смотреть днём. Поэтому еду в Бугры (не обычные, а Полярные). Идти буду на северо-восток.

Бугры-Полярные, две Абези, две Усы (река и станция)

Расстояние до Усы не так велико. Будучи отдохнувшим, шёл легко (уже в обычной обуви: на железнодорожной насыпи болот нет). Поезда едут, но не часто. А вокруг красиво всё.

…Вот и станция Уса. Пройдя её, увидим длинный мост. «Это в Сейде Уса широка, а здесь – огромна». Удивительно, но… мост открыт и для людей (им тоже надо переходить реку). Местные жители пользуются мостом регулярно, да и рыбу с него ловят.

Разворачиваюсь чуть дальше. Вернувшись на левый берег, отхожу от моста и несколько часов отдыхаю. Уже тепло, а комаров отгоняет дующий с Усы ветер.

После отдыха и сна – вторая часть. Перейдя Усу, поворачиваем в посёлок Абезь. Выше Абези дорог у реки не нашлось, поэтому разворачиваемся на окраине. Прошёл дождь. Очень кратковременный (2 – 3 минуты), но «разбудивший» комаров.

На мосту комаров нет… А дальше – сотни (в буквальном смысле слова). Руки тщательно обрабатываем мазью от кровососов, но они крутятся рядом и иногда находят уязвимые места…

«Малая» Абезь расположена на левом берегу. Дойдя, разворачиваемся; на станцию вернулся задолго до поезда. Проходящая рядом автодорога очень пыльна. Грузовики едут регулярно; насколько известно, строится газопровод. Тучи пыли порой напоминали туман, но до станции она не долетает…

Вечером в Усе остановился тепловоз с пассажирским вагоном. Рабочий поезд? Но, кажется, он перевозит всех желающих. Двумя днями раньше видел подобный поезд около Песца. Вероятно, он приезжает в Воркуту в десятом часу вечера. В расписаниях поезд отсутствует, поэтому маршрут и точное расписание неизвестны.

В Печоре, Костылеве и Кокшеньге уже «водятся» пригородные поезда (по 2 – 3 рейса в день).

Печора

Город Печора стоит южнее Полярного круга. Мы едем до Кожвы (чтобы выйти ближе к природе, на другом берегу Печоры).

Вначале «попрощаемся» с тяжёлыми дорожными условиями, дойдя до 1804-го километра железной дороги. Далее (до конца путешествия) трудных дорог не будет.

Посетив реку Кожву, направляемся в Печору. «До парома дойдём, а в город приплывём». Плывём не одну минуту; мощь и ширину Печоры почувствовать можно.

Отдохнув, начинаю вторую часть. Отправляемся вверх по течению Печоры. Пройдя набережную, вынужденно удаляюсь от реки: на берегу – порт.

Город вытянут, и идти долго. На окраине Печоры попадаются развалины заброшенных предприятий, а дорога к реке нашлась не сразу…

Итог: реку (Печору) видел, но лишь в ближайших окрестностях города. До «диких» мест добрался вечером. В безветренном лесу у Печоры много комаров.

Путь до вокзала краток: идём по улице Ленина. Позже поедем в Архангельскую область.

Переезд Печора – Костылево

…Восстанавливая силы, много спал. Пассажирский поезд Воркута – Москва дважды меняет направление движения (в Котласе-Южном и Котласе-Узловом). Перед приездом в Костылево чувствовались «относительно южные» широты: в тундре краски вечера светлее.

Костылево – Кокшеньга

Ночью приехал в Костылево. Это южная часть Архангельской области. Полярный день остался позади, но ночь бела.

Кратчайший путь к Кокшеньге проходит по-другому, но сначала идём на северо-восток. «У каждой реки есть устье, а река по имени Устья… не одна, но их очень мало». Посетив Устью ночью, направляюсь в Октябрьский по тихому шоссе. За Октябрьским ещё встретится Устья. Ближе к Кокшеньге прошёл слабый и кратковременный дождь (сильных дождей за всё путешествие не было).

Посетив порог на Кокшеньге, направляюсь к станции. Кстати, Кокшеньга впадает в Устью (много севернее посещённого края). Устья вскоре впадёт в Вагу, а Вага – гораздо дальше – в Северную Двину.

До прибытия усталость не ощущалась, да и спать не хотелось. Позже отдохну на берегу Кокшеньги: середина дня выдалась жаркой. А комаров мало. До отъезда погуляем по берегу Кокшеньги. «До свидания, природа» (Архангельск – большой город, а «природная» часть путешествия заканчивается).

Ранним вечером подойдёт поезд Котлас – Архангельск, останавливающийся немногим реже, чем электричка. Сначала едем на запад, в Коношу, где в другой конец поезда прицепят электровоз. Потом – на север.

Архангельск

Последний день, солнечный и довольно жаркий, посвящён Архангельску. Посетим городские достопримечательности, погуляем по набережной Северной Двины. Многие достопримечательности расположены на берегу Северной Двины, ниже совмещённого моста. Выше берег реки становится «диким»…

Северная Двина впадёт вскоре в Белое море, разделившись на несколько рукавов. Но увидеть море… если и можно, то сложно (и 1 дня будет мало). Зато Северная Двина широка!

Вечером поеду домой. Вскоре местность стала «дикой» и ненаселённой; иногда переезжаем небольшие реки. В Обозерской остановились у очень узкой платформы; соседний путь занят встречным поездом, отправляющимся чуть раньше нашего. После Обозерской дорога стала 2-путной и электрифицированной; едем быстро, но… пора спать (до Данилова).

На следующий день проехали Данилов и Ярославль; во второй половине дня приезжаю на Ярославский вокзал. Путешествие подошло к концу…

Завершение

Предыдущий (2015) год был «чёрным»: впервые за много лет не было подобных путешествий. Зато сегодняшний поход очень хорош.

При большем запасе времени посетил бы горы Полярного Урала. Окрестности Сейды и Воркуты – всё же не горы, а предгорья. Горы невысокие есть и около Костылева (спуск к реке Устье).

Несмотря на отсутствие высоких гор, путешествие оставило самые тёплые воспоминания. В середине лета Крайний Север выглядит иначе. В августе он красив, но более «суров»; в июле – наряден, светел и залит солнцем.


Переход к другим частям путешествия:
Архангельская часть
Воркутинско-Печорская часть