Здравствуйте! Поход пройден в 2016 году.
Более точный маршрут:
Город Западная Двина – 9 / 28 километр местной автодороги – озеро Ракомле – р. Западная Двина – оз. Ануфриевское – г. Западная Двина – Земцы – 5 / 6 км Жарковской ветки – Земцы.
Станция Западная Двина | 4:15 | ||
Остановка за переездом | 4:27 | 3 | 4:30 |
4 / 33 км шоссе | 5:25 | 5 | 5:30 |
9 / 28 километр. Разворот | 6:28 | 7 | 6:35 |
Озеро Ракомле | 6:50 | 5 | 6:55 |
Река Западная Двина. Нижний разворот | 7:40 | 20 | 8:00 |
Западная Двина. Верхний разворот | 8:27 | 3 | 8:30 |
Деревня Загорье | 8:47 | 3 | 8:50 |
Фофаново | 9:22 | 3 | 9:25 |
Озеро Ракомле | 9:37 | 8 | 9:45 |
Ануфриевское озеро | 10:15 | 5 | 10:20 |
Остров на Западной Двине, выше моста | 11:14 | 6 | 11:20 |
Город Западная Двина. Развилка шоссе | 11:47 | 23 | 12:10 |
Западная Двина, вокзал | 12:40 | 5 | 12:45 |
Река Западная Двина ниже ж/д моста | 13:12 | 3 | 13:15 |
Речка Велеса | 14:02 | 3 | 14:05 |
Остановка для отдыха | 14:35 | 40 | 15:15 |
Земцы, станция | 18:30 | 30 | 19:00 |
3 / 4 км Жарковской ветки | 19:47 | 3 | 19:50 |
5 / 6 километр. Разворот | 20:19 | 11 | 20:30 |
Остановка в лесу | 20:57 | 3 | 21:00 |
Станция Земцы | 21:45 | ||
Отъезд через 2 часа |
«Северную Двину мы видели, теперь уделим внимание Западной». Кстати, есть и третья Двина (на Урале).
До Западной Двины еду в полупустом сидячем вагоне (поезд Москва – Великие Луки). Сначала ехали не быстро, разогнавшись после Истры. До Волоколамска всё равно не усну…
Приехали ночью. Но осень только началась, и рассвет не далёк. «Свою» дорогу увидел не сразу (потому что темно). Развернувшись за переездом, идём на юг, к озеру Ракомле.
Пасмурная погода и дожди в тех краях случаются чаще, чем в ближнем Подмосковье. Но сегодня – «исключение из правил»: солнце светило весь день.
К 9-му километру рассвело окончательно. Разворачиваюсь; скоро увидим озеро Ракомле. Вернувшись к шоссе, сверну вскоре на дорогу лесную, ведущую к реке. Дорога на берегу Западной Двины коротка (от «нижнего» до «верхнего» разворота). Но красота неописуема.
Отойдя от Западной Двины, попаду в Загорье. И развернусь, поняв, что река далека. В Фофанове опять увидим озеро Ракомле, а позже – Ануфриевское озеро.
В городе поворачиваю на «Жарковскую» дорогу; выхожу к мосту через Западную Двину. Изучим красивый участок реки выше моста.
Затем – в Западную Двину. Посмотрим город, увидев то, чего не видно ночью. В Западной Двине есть многоэтажные здания, но чаще видим дома сельские.
…Начало похода было «автодорожным». Следующая часть – «природная, речная и озёрная». После Западной Двины начнётся часть «природно-железнодорожная»: идём у железной дороги Москва – Рига. Где-то есть лесные дороги рядом. Где-то иду по бездорожью, заблаговременно уступая путь приближающимся поездам. Часто железная дорога тиха. Но порой приходится удивляться, почему не проложили второй путь: грузовые поезда едут регулярно. Когда-то давно (до развала Советского Союза) и пассажирские поезда проезжали намного чаще.
Дороги не так легки, и в Земцы пришёл уставшим. Но поход не окончен; отдохнув, пойду дальше.
Железная дорога Земцы – Жарковский, идущая на юг, в своём роде удивительна. Пригородный поезд курсирует лишь 2 раза в неделю, преодолевая 50 километров за… три с половиной часа.
На карте можно увидеть железную дорогу, идущую в северную часть Смоленской области. Две тупиковых дороги ранее были единой линией, связывающей Смоленск с магистралью Москва – Рига. Во времена моей молодости ещё курсировали поезда Смоленск – Сошно. Про разобранный участок Сошно – Жарковский прочитал позже.
Посёлок Земцы покинул вечером, почти одновременно с рельсовым автобусом Ржев – Великие Луки. Поехал и грузовой поезд на восток. А в Жарковский сегодня ничто не поедет. Окружающий лес стал ещё более «диким», а дорога звала вдаль. Но… через несколько километров свои слова «сказали» и темнота, и усталость. Пора возвращаться.
После переезда иду тихой дорогой. Белые ночи давно остались позади, да луна светит ярко. В самом густом лесу не было кромешной тьмы. Дорога привела в Земцы; станция хорошо видна.
Ночь холодна. Но… за 2 часа до Великолукского поезда открыли зал ожидания и кассу (чтобы желающие могли купить билеты). Билет куплен заранее, а ждать лучше в тепле!
По «дальним» меркам поход не очень продолжителен. Но насколько он интересен, насколько разнообразна красота!