Волгоград, река Иловля, Камышин, Саратов
Здравствуйте! Пеший поход со снаряжением пройден в апреле 2007 г.
Основная часть: Калач-на-Дону – Писарёвка (Писаревка) – Бердия. Ей предшествует осмотр Волгограда. В конце: Петров Вал, Камышин и Саратов.
(на 1 фотографии вдали виден вокзал)
Дон (Цимлянское водохранилище) можно увидеть в Волгоградской части путешествия «Прощай, молодость»
«От Дона идём к хутору Краснодонскому»
Две дороги и мост – вероятно, через крохотную Тишанку (речку)
Посёлок можно увидеть в Волгоградской части путешествия «Прощай, молодость»
Степь и железная дорога – Волжская рокада
Последняя недавно электрифицирована: 7 (и даже 5) лет назад здесь трудились тепловозы
Калач-на-Дону | 14:30 | ||
Брод №1 | 16:02 | 15 | 16:17 |
Брод №2 | 16:27 | 8 | 16:35 |
Брод №1 | 17:08 | 10 | 17:18 |
Камыши | 18:05 | 5 | 18:10 |
Остановка для отдыха | 18:50 | 5 | 18:55 |
Развилка | 19:33 | 7 | 19:40 |
Остановка для отдыха | 20:12 | 5 | 20:17 |
Завершение 1 дня | 20:35 | ||
2-й день. Отправление | 6:50 | ||
Остановки для отдыха | 7:48 | 7 | 7:55 |
8:23 | 5 | 8:28 | |
8:57 | 5 | 9:02 | |
9:45 | 15 | 10:00 | |
10:25 | 8 | 10:33 | |
11:03 | 7 | 11:10 | |
Песковатка | 11:42 | 23 | 12:05 |
Канал | 12:25 | 5 | 12:30 |
Остановка для отдыха | 12:55 | 5 | 13:00 |
Вертячий | 13:37 | 10 | 13:47 |
Остановки для отдыха | 14:27 | 8 | 14:35 |
15:15 | 5 | 15:20 | |
Донской | 16:05 | 12 | 16:17 |
Остановки для отдыха | 16:35 | 5 | 16:40 |
16:57 | 23 | 17:20 | |
Завершение | 17:45 | ||
3-й день. Отправление | 7:15 | ||
Остановка для отдыха | 7:45 | 5 | 7:50 |
Паньшино | 8:10 | 7 | 8:17 |
Река Паньшинка | 8:45 | 10 | 8:55 |
Развилка | 10:00 | 5 | 10:05 |
Качалинская | 10:45 | 15 | 11:00 |
Остановки для отдыха | 11:50 | 5 | 11:55 |
12:50 | 5 | 12:55 | |
Река Дон | 13:13 | 23 | 13:36 |
Краснодонский | 14:48 | 12 | 15:00 |
Остановки для отдыха | 16:07 | 15 | 16:22 |
16:55 | 5 | 17:00 | |
Колоцкий обход | 17:29 | 8 | 17:37 |
Иловля | 18:15 | 23 | 18:38 |
Остановка для отдыха | 19:50 | 5 | 19:55 |
Завершение | 20:20 | ||
4-й день. Отправление | 9:25 | ||
Тары | 9:55 | 5 | 10:00 |
Авилов | 10:49 | 8 | 10:57 |
Боровки | 11:28 | 5 | 11:33 |
Река Иловля | 11:57 | 23 | 12:20 |
Остановка для отдыха | 12:53 | 7 | 13:00 |
Река Иловля | 13:47 | 20 | 14:07 |
Остановки для отдыха | 15:04 | 8 | 15:12 |
15:40 | 5 | 15:45 | |
16:15 | 5 | 16:20 | |
Писарёвка | 16:47 | 23 | 17:10 |
Река Иловля | 17:55 | 15 | 18:10 |
Остановка для отдыха | 18:40 | 5 | 18:45 |
Завершение | 19:10 |
…Заблаговременно купил билет на скорый поезд, приезжающий в Волгоград утром. Два других поезда прибывают вечером, а потому неудобны – ведь надо не только посмотреть Волгоград, но и доехать до Калача-на-Дону (и успеть отойти от последнего).
Первая остановка после Москвы – Узуново – встретила холодным, хотя и южным ветром; на соседнем пути ожидал отправления 2-вагонный пригородный поезд до Павельца. После Узунова железная дорога сузилась до 1 колеи, стала тихой. Пейзажи за окном уже мало напоминали Подмосковье. Вечером останавливаемся в Грязях, где прицепляют тепловоз (далее дорога не электрифицирована). Несмотря на поздний вечер, ощутимо теплее, чем в Москве.
…Волгоград встретил не самой весенней погодой. Небо затянуто облаками, а ветер холоден (особенно на набережной Волги). Но уже через час потеплело.
Волгоград заметно изменился. Помимо электрификации железных дорог Саратов – Волгоград и Волгоград – Краснодар, появился строящийся (почти построенный) мост через Волгу. Раньше моста как такового не было: железная дорога и шоссе проходят по плотине Волжской ГЭС (северная окраина Волгограда). На самом Мамаевом Кургане построили церковь.
Утро посвящено Волгограду. Днём поеду в Калач-на-Дону (на автобусе). Автовокзал находится в нескольких минутах ходьбы от вокзала Волгоград-1, с противоположной стороны железной дороги.
Я вышел из автобуса в центре Калача-на-Дону, хотя можно доехать до конечной. Калач-на-Дону – небольшой, но вытянутый город, состоящий преимущественно из малоэтажных домов. «Природная» часть похода начинается за объездным шоссе.
Сразу после Калача-на-Дону нашёлся сложный участок: 3 брода (точнее, два, но первый пройден дважды). Но сложность его обусловлена моей ошибкой. Когда выйти в Камыши не удалось, вернулся и обошёл проблемный участок по шоссе.
Асфальт закончился за Камышами; далее до Песковатки – грунтовые дороги. Вечером прошёл дождь, но очень кратковременный (2 – 3 минуты).
На ночь остановился в сосновом перелеске. Да, в окрестностях Дона встречаются сосновые леса, непривычные в таких широтах.
Утро 2-го дня холодно и очень ветрено. Сильный ветер и холод придали бодрости, позволив развить высокую скорость; но они же вызвали преждевременную усталость вечером…
За второй день пройдены Песковатка, Вертячий и Донской. На участке Вертячий – Донской пролился весьма кратковременный дождь (не более 10 минут). Затем установилась хорошая погода, но на остановке в Донском почувствовал сильную усталость. Утренний участок дал о себе знать. Скорость упала до 3,5 – 4 км/час (да и в таком темпе идти тяжело). Длительная 23-минутная стоянка не решила проблемы; начинаю искать место для ночёвки.
После Донского встречаются сосновые перелески. Остановился. Позже выяснилось, что «ранняя» ночёвка оптимальна: участок после Паньшина распахан. Останавливаться в окрестностях Качалинской тоже не стоит: это населённая и безлесная местность, открытая для всех ветров.
Следующее утро было добрым, от усталости не осталось и следа. За третий день пройдены: Паньшино, Качалинская, Краснодонский и посёлок городского типа (ПГТ) Иловля. Встретился Дон.
Перед Иловлей (вечером) была плохая погода: дожди, облачность и холод. Найти место для стоянки не так просто: Иловля – крупный посёлок. Остановился в перелеске, в 200 метрах от 1-колейной и неэлектрифицированной железной дороги (по которой приехал в Волгоград). Ещё голые лиственные деревья слабо защищали от ветра; лишь низкое место стоянки смягчало ситуацию. Железная дорога казалась заснувшей: вечером никакого движения не было.
Утро четвёртого дня. По-прежнему холодно. Но, несмотря на встречающуюся порой слякоть, четвёртый день наиболее интересен. Иловля – небольшая, но красивая река; на участке Боровки – Писарёвка (Писаревка) встретились небольшие белые горы. Возле гор видел змею – вероятно, узорчатого полоза. Узорчатый полоз не ядовит, но, тем не менее, будьте осторожны.
Последняя «дикая» ночёвка. Палатку поставил на довольно высоком месте, в редколесье. Но других вариантов нет – утром выходить на единственную электричку. Да, пригородные поезда возле миллионного Волгограда ездят весьма редко.
Следующий день: выход, станция Бердия, электричка Волгоград – Петров Вал. Электричка была тёплой и полупустой; вскоре забылись ветра и подпорченные слякотью дороги. Иногда видны белые горы за Иловлей, отчего набегала лёгкая грусть. Жаль, Иловле не удалось уделить большего внимания.
Камышин и Петров Вал
…Петров Вал – небольшой город при железнодорожном узле (пересечение линий Волгоград – Саратов и Тамбов – Камышин). Правый берег Волги имеет сложный рельеф (высокие холмы, овраги, заливы), поэтому Волжская Рокада проходит в стороне от реки. Петров Вал и Камышин расположены рядом; регулярно курсируют автобусы.
Камышин – город крупный (более 100 тыс. жителей), и, на мой взгляд, современный. Камышин можно было посмотреть часа за 3 (и уехать в Саратов пораньше).
Набережная Волги (Волгоградского водохранилища) была пустынной и создавала тревожно-грустное настроение. Казалось, что весь мир состоит из серых облаков и холодного ветра. Погода немного наладилась лишь к вечеру, когда пора возвращаться в Петров Вал.
Поезд Волгоград – Нижневартовск проходит поздним вечером; до Саратова ехать 3,5 часа. Можно доехать на электричке, но она 1 и отправляется днём (Камышин не посмотреть).
Саратов
…В Саратове воспользовался комнатой отдыха, но спать осталось не так долго (ведь приехал ночью). Утро солнечное; в помещении даже казалось, что жарко. «Чтобы избавиться от этого ощущения, стоило подойти к открытому окну».
Солнце вскоре скрылось за тучами. Неоднократные (но непродолжительные!) дожди (и даже град) сочетались с более холодной, нежели в Волгограде, погодой. Набережная Волги пустынна, хотя ветер там ощущался слабо. Но во второй половине дня в центре немало гуляющих.
Центр Саратова и основные достопримечательности расположились между вокзалом и мостом через Волгу. Поднимусь на Соколовую гору, где находится мемориальный комплекс в честь героев Великой Отечественной войны. Оттуда виден почти весь Саратов и дальние окрестности города.
Поезд Саратов – Москва отправлялся ранним вечером. Вначале ехали неторопливо (по холмам), набрав скорость ближе к Татищеву. Вечером была крупная станция Ртищево; следующим утром поезд прибывает в Москву.