Волгоград, река Иловля, Камышин, Саратов

Здравствуйте! Пеший поход со снаряжением пройден в апреле 2007 г.
Основная часть: Калач-на-Дону – Писарёвка (Писаревка) – Бердия. Ей предшествует осмотр Волгограда. В конце: Петров Вал, Камышин и Саратов.

Волгоград. Парк
Волгоград. Парк

Волгоград. Площадь Павших Борцов. Памятник
(на 1 фотографии вдали виден вокзал)
Волга. Набережная 62-й Армии
Волгоград. Дом Павлова
Мемориальный комплекс на Мамаевом Кургане. Храм Всех Святых
Вид с Мамаева Кургана
Вид с Мамаева Кургана (хорошо видна Волга)

Основная часть: Калач-на-Дону – Писарёвка – Бердия

Калач-на-Дону. Строящаяся церковь
Строящаяся церковь в Калаче-на-Дону

Городок Калач-на-Дону
Городок Калач-на-Дону

Окрестности Калача-на-Дону
Окрестности Калача-на-Дону

брод
«Ох, неправильно пошёл… и преграды я нашёл»

брод
Пройденный брод №2

не удалось преодолеть
То, что не удалось преодолеть…

брод
Брод №1. Возвращение

В начале допущена ошибка: не зашёл на Дон
Дон (Цимлянское водохранилище) можно увидеть в Волгоградской части путешествия «Прощай, молодость»

Асфальт (который скоро кончится), песчаная дорога и цветы. Участок Камыши – развилка
Указатель на степной дороге
«И на степных дорогах есть указатели». Поворачиваем на Песковатку

Второй день. Фотографии, сделанные до Песковатки: дорога, степная растительность и жук
Хутор Песковатка
Хутор Песковатка
(да, не деревня, а хутор)

Калачевский оросительный канал
Калачевский оросительный канал около Песковатки

Шоссе и грустноватый для весны пейзаж. Участок Вертячий – Донской
Грунтовая дорога после Донского
«Стемнеет нескоро, но устал. Пора готовиться к ночёвке»

И в Волгоградской области встречаются сосны
«И в Волгоградской области встречаются сосны» (невысокие)

«Вечер красивый и малооблачный»
Красивое и яркое утро третьего дня
Утренние пейзажи. Участок до Паньшина
Речка Паньшинка
Цветы
Цветы

Станица Качалинская
Станица Качалинская

Озеро Стоялое. Окраина Качалинской
Быстрый Проток (одна из частей Дона)
спуск красивый возле Дона
Был спуск красивый возле Дона…

Дальше: великая река Дон
Две дороги в Волгоградской области
«От Дона идём к хутору Краснодонскому»
Две дороги и мост – вероятно, через крохотную Тишанку (речку)

Участок Краснодонский – Иловля. Цветы и грустная дорога
В Иловле не фотографировал из-за дождя
Посёлок можно увидеть в Волгоградской части путешествия «Прощай, молодость»

Река Иловля около одноимённого посёлка
Холодное утро
Холодное утро. Четвёртый день

Участок Авилов – Боровки
Участок Авилов – Боровки

Степная дорога
Степная дорога

Красивые ракушки у берега Иловли
Река Иловля и ярко-зелёная весенняя растительность на берегу
На участке Боровки – Писарёвка встретилась змея. Вероятно, узорчатый полоз (не ядовит)
«Белая радость участка Боровки – Писарёвка». Белые холмы (даже горы!)
Иловля? Вероятнее, старица
«Иловля? Вероятнее, старица»

«Прощание с Иловлей»
Волжская рокада
Степь и железная дорога – Волжская рокада
Последняя недавно электрифицирована: 7 (и даже 5) лет назад здесь трудились тепловозы

Закат перед последней «дикой» ночёвкой
Утро в Волгоградской области
Утро

Собираю палатку и – на станцию
Дальше: Камышин и Петров Вал

Камышин
Камышин. Центр города

Камышин. Историко-краеведческий музей
Камышин. Историко-краеведческий музей

Дальше: Волгоградское водохранилище (Волга)
Камышин и водохранилище
Камышин и водохранилище

Камышин. Никольский собор
Камышин. Никольский кафедральный собор

Дальше: центр Камышина
Петров Вал. Дом культуры
Петров Вал. Дом культуры

Петров Вал
Петров Вал. Аллея. Вдали: вокзал

Петров Вал
Петров Вал. «Сельский вечер в городке»

Затем доеду до Саратова

Саратов
Саратов. Здание Института экспериментальной медицины (1910 г.)

Саратов
Наполовину сельский пейзаж с трамвайными путями

Саратовский академический театр
Саратовский академический театр оперы и балета

Дальше: центр Саратова
Саратов. Покровская церковь (в разное время)
Саратов. Троицкий собор
Троицкий собор (17-й век)

Саратовский областной музей краеведения
Саратовский областной музей краеведения

Саратов. Волга, набережная и мост
Церковь в Саратове
Церковь в Саратове
(название забыл, извините)

Саратов. Храм
Храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
(начало 20 века)

Дальше: Соколовая гора. Памятники Героям Великой Отечественной войны

Саратов. Памятники Героям Великой Отечественной войны
В центре справа – памятник лётчику Николаю Михайловичу Скоморохову, дважды Герою Советского Союза

Памятник «Журавли» (металлические журавли символизируют погибших солдат…)
Панорама Саратова. Вид с Соколовой горы
График похода Калач-на-Дону – Писарёвка (Писаревка) – Бердия
Калач-на-Дону 14:30
Брод №1 16:021516:17
Брод №2 16:27816:35
Брод №1 17:081017:18
Камыши 18:05518:10
Остановка для отдыха 18:50518:55
Развилка 19:33719:40
Остановка для отдыха 20:12520:17
Завершение 1 дня 20:35
2-й день. Отправление 6:50
Остановки для отдыха 7:4877:55
8:2358:28
8:5759:02
9:451510:00
10:25810:33
11:03711:10
Песковатка 11:422312:05
Канал 12:25512:30
Остановка для отдыха 12:55513:00
Вертячий 13:371013:47
Остановки для отдыха 14:27814:35
15:15515:20
Донской 16:051216:17
Остановки для отдыха 16:35516:40
16:572317:20
Завершение 17:45
3-й день. Отправление 7:15
Остановка для отдыха 7:4557:50
Паньшино 8:1078:17
Река Паньшинка 8:45108:55
Развилка 10:00510:05
Качалинская 10:451511:00
Остановки для отдыха 11:50511:55
12:50512:55
Река Дон 13:132313:36
Краснодонский 14:481215:00
Остановки для отдыха 16:071516:22
16:55517:00
Колоцкий обход 17:29817:37
Иловля 18:152318:38
Остановка для отдыха 19:50519:55
Завершение 20:20
4-й день. Отправление 9:25
Тары 9:55510:00
Авилов 10:49810:57
Боровки 11:28511:33
Река Иловля 11:572312:20
Остановка для отдыха 12:53713:00
Река Иловля 13:472014:07
Остановки для отдыха 15:04815:12
15:40515:45
16:15516:20
Писарёвка 16:472317:10
Река Иловля 17:551518:10
Остановка для отдыха 18:40518:45
Завершение 19:10
5-й день – станция Бердия.

…Заблаговременно купил билет на скорый поезд, приезжающий в Волгоград утром. Два других поезда прибывают вечером, а потому неудобны – ведь надо не только посмотреть Волгоград, но и доехать до Калача-на-Дону (и успеть отойти от последнего).
Первая остановка после Москвы – Узуново – встретила холодным, хотя и южным ветром; на соседнем пути ожидал отправления 2-вагонный пригородный поезд до Павельца. После Узунова железная дорога сузилась до 1 колеи, стала тихой. Пейзажи за окном уже мало напоминали Подмосковье. Вечером останавливаемся в Грязях, где прицепляют тепловоз (далее дорога не электрифицирована). Несмотря на поздний вечер, ощутимо теплее, чем в Москве.

…Волгоград встретил не самой весенней погодой. Небо затянуто облаками, а ветер холоден (особенно на набережной Волги). Но уже через час потеплело.
Волгоград заметно изменился. Помимо электрификации железных дорог Саратов – Волгоград и Волгоград – Краснодар, появился строящийся (почти построенный) мост через Волгу. Раньше моста как такового не было: железная дорога и шоссе проходят по плотине Волжской ГЭС (северная окраина Волгограда). На самом Мамаевом Кургане построили церковь.

Утро посвящено Волгограду. Днём поеду в Калач-на-Дону (на автобусе). Автовокзал находится в нескольких минутах ходьбы от вокзала Волгоград-1, с противоположной стороны железной дороги.

Я вышел из автобуса в центре Калача-на-Дону, хотя можно доехать до конечной. Калач-на-Дону – небольшой, но вытянутый город, состоящий преимущественно из малоэтажных домов. «Природная» часть похода начинается за объездным шоссе.
Сразу после Калача-на-Дону нашёлся сложный участок: 3 брода (точнее, два, но первый пройден дважды). Но сложность его обусловлена моей ошибкой. Когда выйти в Камыши не удалось, вернулся и обошёл проблемный участок по шоссе.
Асфальт закончился за Камышами; далее до Песковатки – грунтовые дороги. Вечером прошёл дождь, но очень кратковременный (2 – 3 минуты).
На ночь остановился в сосновом перелеске. Да, в окрестностях Дона встречаются сосновые леса, непривычные в таких широтах.
Утро 2-го дня холодно и очень ветрено. Сильный ветер и холод придали бодрости, позволив развить высокую скорость; но они же вызвали преждевременную усталость вечером…

За второй день пройдены Песковатка, Вертячий и Донской. На участке Вертячий – Донской пролился весьма кратковременный дождь (не более 10 минут). Затем установилась хорошая погода, но на остановке в Донском почувствовал сильную усталость. Утренний участок дал о себе знать. Скорость упала до 3,5 – 4 км/час (да и в таком темпе идти тяжело). Длительная 23-минутная стоянка не решила проблемы; начинаю искать место для ночёвки.
После Донского встречаются сосновые перелески. Остановился. Позже выяснилось, что «ранняя» ночёвка оптимальна: участок после Паньшина распахан. Останавливаться в окрестностях Качалинской тоже не стоит: это населённая и безлесная местность, открытая для всех ветров.

Следующее утро было добрым, от усталости не осталось и следа. За третий день пройдены: Паньшино, Качалинская, Краснодонский и посёлок городского типа (ПГТ) Иловля. Встретился Дон.
Перед Иловлей (вечером) была плохая погода: дожди, облачность и холод. Найти место для стоянки не так просто: Иловля – крупный посёлок. Остановился в перелеске, в 200 метрах от 1-колейной и неэлектрифицированной железной дороги (по которой приехал в Волгоград). Ещё голые лиственные деревья слабо защищали от ветра; лишь низкое место стоянки смягчало ситуацию. Железная дорога казалась заснувшей: вечером никакого движения не было.

Утро четвёртого дня. По-прежнему холодно. Но, несмотря на встречающуюся порой слякоть, четвёртый день наиболее интересен. Иловля – небольшая, но красивая река; на участке Боровки – Писарёвка (Писаревка) встретились небольшие белые горы. Возле гор видел змею – вероятно, узорчатого полоза. Узорчатый полоз не ядовит, но, тем не менее, будьте осторожны.

Последняя «дикая» ночёвка. Палатку поставил на довольно высоком месте, в редколесье. Но других вариантов нет – утром выходить на единственную электричку. Да, пригородные поезда возле миллионного Волгограда ездят весьма редко.

Следующий день: выход, станция Бердия, электричка Волгоград – Петров Вал. Электричка была тёплой и полупустой; вскоре забылись ветра и подпорченные слякотью дороги. Иногда видны белые горы за Иловлей, отчего набегала лёгкая грусть. Жаль, Иловле не удалось уделить большего внимания.

Камышин и Петров Вал
…Петров Вал – небольшой город при железнодорожном узле (пересечение линий Волгоград – Саратов и Тамбов – Камышин). Правый берег Волги имеет сложный рельеф (высокие холмы, овраги, заливы), поэтому Волжская Рокада проходит в стороне от реки. Петров Вал и Камышин расположены рядом; регулярно курсируют автобусы.

Камышин – город крупный (более 100 тыс. жителей), и, на мой взгляд, современный. Камышин можно было посмотреть часа за 3 (и уехать в Саратов пораньше).
Набережная Волги (Волгоградского водохранилища) была пустынной и создавала тревожно-грустное настроение. Казалось, что весь мир состоит из серых облаков и холодного ветра. Погода немного наладилась лишь к вечеру, когда пора возвращаться в Петров Вал.
Поезд Волгоград – Нижневартовск проходит поздним вечером; до Саратова ехать 3,5 часа. Можно доехать на электричке, но она 1 и отправляется днём (Камышин не посмотреть).

Саратов
…В Саратове воспользовался комнатой отдыха, но спать осталось не так долго (ведь приехал ночью). Утро солнечное; в помещении даже казалось, что жарко. «Чтобы избавиться от этого ощущения, стоило подойти к открытому окну».
Солнце вскоре скрылось за тучами. Неоднократные (но непродолжительные!) дожди (и даже град) сочетались с более холодной, нежели в Волгограде, погодой. Набережная Волги пустынна, хотя ветер там ощущался слабо. Но во второй половине дня в центре немало гуляющих.
Центр Саратова и основные достопримечательности расположились между вокзалом и мостом через Волгу. Поднимусь на Соколовую гору, где находится мемориальный комплекс в честь героев Великой Отечественной войны. Оттуда виден почти весь Саратов и дальние окрестности города.
Поезд Саратов – Москва отправлялся ранним вечером. Вначале ехали неторопливо (по холмам), набрав скорость ближе к Татищеву. Вечером была крупная станция Ртищево; следующим утром поезд прибывает в Москву.