Безопасность движения

 

Здравствуйте. Это страница о безопасности во время похода или путешествия. И о других неприятных вещах – не обязательно опасных, но могущих испортить поход, сделать его бесполезным.

Вопрос малоприятный, но нехорошие ситуации иногда бывают. Страница основана (преимущественно) на личном опыте. Часть информации получена из других источников (но рассматриваю лишь информацию, достоверность которой несомненна).

Дальше встречается словосочетание «чрезвычайная ситуация». Это крупномасштабные отрицательные события – те, которые в значительной мере сделали поход бессмысленным.

 

Все, что может испортить поход, разделю на 3 группы:

Часть 1. Недружественные и агрессивные действия других людей

Часть 2. Сугубо походные причины (дикие животные, сильная жара)

И, наконец – внутренние причины (ошибки, допущенные самим путешественником)

 

 

Часть 1

Исходя из имеющегося опыта – основную опасность, к сожалению, представляют люди. Точнее, нехорошие поступки отдельных людей. Отмечу, что встреча с «нехорошими» людьми – исключение из правил.

 

Поход (особенно дальний) всегда сопряжён с некоторым риском. Любое происшествие в походе опаснее, чем в двух шагах от дома.

Конечно, одному идти опаснее, чем в большой группе. Но, с другой стороны, группа привлекает больше внимания (а о полной безопасности говорить можно не всегда).

 

Перед рассмотрением отмечу следующее. Основная опасность в дальних походах – агрессивные действия, направленные именно против вас. Основные же проблемы в Подмосковье – массовое строительство загородной недвижимости и транспортная ситуация. Это неприятно, но непосредственно против нас не направлено.

 

Основное «содержимое» сайта – однодневные подмосковные походы. Начну с них.

 

Основные проблемы в Подмосковье:

1) Массовое строительство коттеджных посёлков, дач и другой загородной недвижимости.

Отрицательные последствия. Значительное сокращение площади, занятой лесами и другими природными объектами. Отсутствие свободного доступа к берегам многих рек, озёр и водохранилищ. Перекрытие лесных дорог и тропинок, оказавшихся на застраиваемой территории. Увеличение количества машин (идти по обочине шоссе и неприятно, и опасно).

 

2) Транспортные проблемы:

а) Невысокие скорости электропоездов. Замена обычных электричек ускоренными – намного более дорогими и имеющими мало остановок. Отмены электропоездов (в том числе дальних).

б) Плохие условия проезда в общественном транспорте. И метро в Москве, и пригородные электрички часто переполнены.

в) «Пробки» на дорогах (нарушения нормального движения транспорта). Вредят не только автовладельцам, но и пассажирам автобусов.

г) Отсутствие прямого транспорта между разными городами Московской области. Почти все города Подмосковья имеют прямое сообщение с Москвой. А от Коломны до Серпухова без пересадок не доехать. От Егорьевска до Сергиева Посада – тоже. Как правило, автобусы курсируют между близлежащими городами (Воскресенск – Егорьевск).

 

Когда транспорт переполнен? Утром в будние дни многие едут на работу в Москву. Вечером – возвращаются. Если день выходной: летом (в дачный сезон) все едут из Москвы утром субботы, возвращаясь в воскресенье вечером.

Если можно – идите на природу в будний день.

Дальше. Как правило, наиболее переполнены дальние электрички (следующие в Тулу, Рязань и другие крупные города). Если вам ехать далеко – постарайтесь сесть на вокзале (конечной остановке). Если близко – воспользуйтесь ближними электричками. Там, как правило, пассажиров меньше.

 

Ситуации, связанные с агрессивными действиями других людей, в однодневных походах крайне редки. Имели место здесь:

1) Клязьминское водохранилище (1998-й год).

2) Деревня Загряжское (верховья р. Нерская), 2005-й год. Примечание: в 2008 году и позже были другие походы в те края; никаких опасных ситуаций не было.

3) Участок Аксёново – Молодилово (Костерёво – Петушки, Владимирская область). 2008-й год.

4) Участок Ильинское – Морозки (окрестности Савёловского направления), 2008-й год.

 

Теперь – про дальние походы. В любом из них полезны следующие меры:

1) По возможности, не надевайте яркую, совсем новую или привлекающую внимание одежду (и обувь).

2) Скройте от посторонних глаз ценные вещи: кошелёк, фотоаппарат, мобильный телефон. Не фотографируйте, не доставайте фотоаппарат, если видите подозрительных людей.

3) Когда остановились на ночёвку (в палатке или спальнике): по возможности – не привлекайте внимание музыкой, громкими разговорами и светом.

4) Если график работы позволяет выбраться на природу в будние дни – отдайте им предпочтение перед выходными и праздниками.

 

В дальних походах оценивается уровень безопасности – от зелёного до красного (как сигналы светофора). Как оценивается? Обращаем внимание на происходящее вокруг. Замечаем предпосылки к неприятным ситуациям. Если автор стал очевидцем или невольным участником «нехорошей» ситуации, это скажется на оценке.

Дальше: уровни безопасности.

 

Зелёный

Безопасный район. При минимальных мерах предосторожности можно спокойно ходить и в «общепринятые» (со снаряжением), и в безснаряженческие походы.

Что: безлюдные, малонаселённые районы Сибири (например, БАМ) и европейской части России.

 

Жёлто-зелёный

Обычный район. Посещение не сопряжено со значительным риском, но разумные меры предосторожности примите.

Что: большинство районов, не обозначенных в предыдущем пункте.

 

Жёлтый

Район повышенного риска. Может быть, лучше отправиться в другие края.

А если туда:

Не ходите в праздничные дни (на улицах много пьяных, в том числе агрессивных).

Воздержитесь от безснаряженческих походов, предусматривающих движение ночью: «жёлтые» участки проходятся только днём.

Что:

Многие районы Краснодарского края.

Ряд населённых пунктов Оренбургской области.

Ряд районов Свердловской области. В том числе: окрестности Екатеринбурга, Нижнего Тагила.

Посёлок Демьянка (железная дорога Тюмень – Сургут).

Город Улан-Удэ (не весь). Берег Селенги ниже города (там, где проходит Транссибирская магистраль).

Окрестности Слюдянки (Иркутская область).

Малолюдные районы Ачинска (Красноярский край). В том числе: автодорога, ведущая к наплавному мосту через Чулым.

 

Приведённые оценки основываются, как правило, на одном – двух походах. И «истиной в последней инстанции» быть не могут.

Но есть районы, опасность посещения которых очевидна.

 

Красный

«Не ходи – опасно для жизни!». Посещение сопряжено с высоким, неприемлемым риском. Красным цветом помечаются лишь отдельные участки походов, где автор стал очевидцем минимум трёх опасных ситуаций.

 

«Красные» места, знакомые автору

Абакан и ближайшие окрестности. Когда: вечером и ночью; пребывание днём не сопряжено со столь высоким риском. Причина: много пьяных, агрессивно настроенных людей. Помимо прочего, могут весьма невежливо «попросить» денег на выпивку и закуску. Вокзал ночью закрыт, безопасные условия для ожидания поезда отсутствуют.

В Ульяновске – район между вокзалом и рекой Свиягой. В мае 2003 года автор был ограблен в светлое время суток (билеты не похищены, домой вернулся без больших проблем). Позже узнал, что это «воровской район», где живёт немало преступников. Не заходите туда.

Казань. Набережная Волги (около вокзала). Поздним вечером и ночью собирается много пьяных – притом склонных к агрессии. И даже днём бросается в глаза малое количество гуляющих по набережным.

Ряд районов Краснодарского края. Ездил давно; возможно, сейчас ситуация ухудшилась (вспомним трагедию в Кущёвской).

Вероятно: некоторые районы Читы (в тёмное время суток).

Ряд мест Свердловской области. Про Сагру слышали многие. Другое «больное место» – Красноуфимск и окрестности (автору известно о нескольких происшествиях). Вообще, обстановка в Свердловской области неблагополучна; много наркоманов.

 

Дальше рассмотрю области, соседние с Московской. Места, которые опаснее – но не настолько, чтобы ставить «красный знак»:

 

Смоленская область:

1) Участок Пречистое – Гагарин. Когда заметил: летом в выходной день. О серьёзной опасности говорить не приходится, скорее – психологический дискомфорт.

2) Стодолище (перед Рославлем). Круглосуточный магазин (или кафе?) около шоссе. Ночью могут собираться нехорошие компании. Заметил летом в выходной день.

 

Калужская область:

1) Вечерняя часть похода Кондрово – Калуга (от 21:00 до прибытия в Калугу). Пятничным вечером встречаются агрессивно настроенные люди (в населённых пунктах, разумеется).

2) Окрестности Тарусы: автодорога, отходящая от шоссе Серпухов – Калуга в сторону Алексина.

 

Владимирская область:

1) Город Вязники (ночью и ранним утром). Встречаются пьяные, агрессивно настроенные.

2) Юрьев-Польский. Видел (вечером) нехорошие компании в центре города.

 

Сибирь

«Дикие» и ненаселённые районы Сибири в большинстве своём безопасны.

Не совсем безопасные места на БАМе: Юктали, Новая Чара, Куанда, Северобайкальск и ближайшие окрестности. Возможно, и Таксимо (его только проезжал). Другие знакомые районы можно считать «зелёными» (безопасными).

Поход Новосибирск – Омск на 90% состоит из «зелёных» участков. Жёлто-зелёные места: Коченёво, Барабинск, населённые пункты на «стыке» Новосибирской и Омской областей. Примечание: Чулым проехал; возможно, и он небезопасен.

Алтай. К сожалению, менее безопасный район: жёлто-зелёный с отдельными жёлтыми «пятнами».

 

 

Тема отдельного разговора – безопасность в безснаряженческих дальних походах

В большинстве таких походов идём и днём, и ночью. В тёмное время, как правило, используются шоссе (местные автодороги).

1) Наибольшее количество «нехороших людей» встретится, если идти в ночь с пятницы на субботу. И в праздничные дни. В ночь с субботы на воскресенье – уже меньше. Наиболее безопасен вариант, когда поход приходится на два будних дня.

2) Про времена года. Безопаснее ходить: весной до майских праздников, в конце лета (со второй половины августа) и осенью. И при плохой погоде.

3) Ночью не стоит проходить крупные посёлки. А в деревнях и сёлах, где живёт 200, 100 человек и меньше, вряд ли может подстерегать опасность.

4) Посмотрите по карте, как проходит шоссе:

а) непосредственно через деревни и посёлки;

б) в обход населённых пунктов.

Вариант (б) безопаснее. Но возле круглосуточных магазинов, автозаправочных станций и тому подобного нередко собираются дурные компании.

 

Отмечу, что на «заре» безснаряженческих походов (1998 – 1999 годы) обстановка была спокойнее. Нехорошие компании если и встречались на поселковых улицах, то весьма редко. За десять лет ситуация ухудшилась. И машин на шоссе стало больше.

 

Какими дорогами пользоваться ночью?

Идти по шоссе, соединяющим крупнейшие города (Москва – Санкт-Петербург, Москва – Ростов-на-Дону) – верный способ испортить поход. Там всегда много машин. Вероятно, будут оживлёнными и другие шоссе, соединяющие областные центры и большие города.

Лучше идти по местным автодорогам, ведущим к деревням и небольшим городам.

 

 

И – ещё тема отдельного разговора

Во время похода можно столкнуться (к сожалению) и с недружественными, противоправными действиями милиции. Совершать какие-то правонарушения для этого необязательно. К честным и добросовестным сотрудникам правоохранительных органов автор относится с уважением. Но – жизнь показывает и примеры, когда люди, наделённые властью, используют её во зло.

С чем можно столкнуться? Могут проверить документы, поинтересоваться целями поездки (в том числе – в невежливой, хамской форме). Могут посмотреть вещи или задать вопросы о содержимом походного рюкзака.

Эти действия, конечно, далеко не всегда являются «недружественными». Часто действительно необходимы – например, в Ростовской или Волгоградской области (по причине их близости к Кавказу). И автор не рассматривает их как противоправные или угрожающие безопасности.

 

Ниже перечислены места, где «нехорошие» действия милиции имели место. «Нехорошие действия» – это: а) создание чрезвычайной ситуации во время похода; б) поступки, проявляющие грубое неуважение к людям.

1) Город Ожерелье Московской области (2000-й год).

2) Станция Фаянсовая, г. Киров Калужской области (2000 год).

3) Город Самара, 2003 г.

4) Краснодарский край, город Туапсе (2004 год).

5) Город Конаково (Тверская область), 2006-й год.

6) Окрестности Слюдянки (Иркутская область), 2010 год.

7) Город Омск, 2010 г.

Многие отметят, что милицию давно переименовали в полицию. Но всё перечисленное было до реформы. А после ни одного случая не было.

 

О случаях, когда недружественные действия не мотивированы (не связаны с правонарушениями), сказал. Но можем ли мы действительно что-то нарушить?

К сожалению, да. Автор искренне считает (даже уверен), что преступников среди читателей нет. И никто, наверное, не собирается писать бранные слова на стенах, пьянствовать в поездах или публично материться. Но – в законодательстве есть небезопасные для нас положения. За нарушение предусмотрена административная ответственность (как правило, штраф).

 

1) По мнению автора, наиболее опасны запреты на посещение лесов в пожароопасный период. Они имеют временный характер и устанавливаются (как правило) лишь при жаркой и засушливой погоде. За посещение лесов в неположенное время может быть наложен штраф. Такая практика существует не только в России, но также на Украине и в Белоруссии.

Ранней весной, зимой и дождливой осенью их можно не опасаться.

 

2) Пограничные зоны (закрытые территории, прилегающие к государственной границе и морскому побережью)

Для посещения погранзоны надо оформить разрешение (пропуск). За нарушение также налагается штраф.

 

Пограничные зоны (в районах, имеющихся на сайте).

В 2004 году, когда состоялся поход Хорота – Лабытнанги, город Лабытнанги не был пограничной зоной. К сожалению, ситуация изменилась. Огромная территория в Ямало-Ненецком округе стала закрытой. В том числе: города Салехард, Лабытнанги; железная дорога Сейда – Лабытнанги в пределах Ямало-Ненецкого округа. Западная часть похода относится к республике Коми, где пограничной зоны нет.

Также в «нехорошую» зону входит Новый Уренгой. И часть железной дороги, соединяющей город с Тюменью. Ознакомившись с описанием, автор не смог точно определить пограничную зону на карте. Но, насколько ясно, в неё входит Новый Уренгой, Коротчаево и участок железной дороги Н. Уренгой – Коротчаево.

Хабаровский и Приморский края. В том числе: на морском побережье и в окрестностях Транссибирской магистрали. Хабаровск, Владивосток и сама Транссибирская магистраль не входят в пограничную зону.

Окрестности Кулунды. Железная дорога Кулунда – Карасук – Татарская. Граница с Казахстаном близка. Кулунда не является пограничной зоной.

В Краснодарском крае тоже есть пограничные зоны (курортные участки побережья исключены из погранзон).

Псковская область. В 2005 году в погранзону входил и городок Печоры. Но специальные пропуска не требовались; продажа билетов на автобус производилась по паспортам (документам, удостоверяющим личность).

 

Есть пограничная зона и в Белоруссии. Несмотря на близость границы, крупные города (Брест, Гродно) не являются погранзоной. Не входит туда и музей-заповедник «Брестская Крепость». Будьте внимательны в окрестностях Гродно – недалеко и Польша, и Литва.

 

Анализ имеющейся информации показал, что в регионах, не выходящих к государственной границе и морскому побережью, пограничных зон нет.

На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.

 

3) Особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки)

Наиболее строг режим охраны окружающей среды в заповедниках. Во многие из них (Воронежский, Кандалакшский) полностью запрещён доступ посторонних. В некоторые заповедники вход разрешён, но многие вещи делать нельзя. Например, в заповеднике «Столбы» (около Красноярска) можно ходить только по дорогам и просекам.

Как правило, на особо охраняемых территориях запрещено следующее:

Разведение костров, установка палаток. Безнадзорный выгул собак (без поводка и намордника). Повреждение растительности, сбор растений и их частей. Въезд автомобилей и мотоциклов. Проведение массовых мероприятий без согласования с администрацией. Любая охота, а также ношение огнестрельного и травматического оружия.

Но. В каждом заповеднике, заказнике или национальном парке правила свои. По возможности – найдите в Интернете перед походом. И – как правило, перед входом есть указатель и действующие правила.

 

4) Хождение по железнодорожным путям. Конечно, «железка» опаснее, чем лесная тропа. Но путями нередко пользуются местные жители (чтобы дойти от станции до дома). Может железная дорога понадобиться и нам (кстати, до похода не всегда можно предвидеть). За хождение по путям может быть наложен штраф. Вдали от станций это вряд ли сделают. Не ходите по путям около крупных станций. И, конечно, на таковых.

Безопасность от железнодорожного транспорта рассмотрю во второй части.

 

 

…«Вернёмся» в Подмосковье, чтобы рассмотреть застроенные районы. Как не потратить время впустую?

Общее правило: чем дальше от Москвы – тем лучше. Вдали местность становится более «дикой».

Есть исключения из правила. Например, много дач на берегу Оки в районе Волковского (выше Серпухова).

 

Куда никогда не стоит ходить:

1. Окрестности Рублёво-Успенского шоссе. Шансов на единение с природой практически нет.

2. Немалая часть Москвы-реки (выше Москвы). Ниже Звенигорода ещё можно ходить на лыжах – по льду, а не по берегу. По мере приближения к Москве берега становятся всё более застроенными. В недалёком будущем, наверное, вообще не останется свободных берегов.

3. Берега всех водохранилищ, расположенных на канале им. Москвы. Также: Истринское водохранилище. Ещё: есть информация о застройке берегов Рузского водохранилища.

Отмечу, что берега самого канала практически «чисты». Есть шлюзы, которые надо обходить. Но дач и коттеджных посёлков, препятствующих доступу к воде, на канале нет.

 

Также застроены берега рек, протекающих в ближнем Подмосковье.

Пахра. Приятное исключение из правил – дикий участок выше Дубровиц. Плотно застроен район, где к Пахре приближается шоссе (около Шаганина). Застроены и берега в низовьях Пахры, ниже Павелецкой железной дороги. Уже в 2002 году был испорчен правый берег на участке Колычево – Малое Саврасово. Огорожен и берег, и проходящая по нему дорога (обходил по лесному бездорожью).

Приток Пахры – р. Десна.

Река Истра ниже одноимённого города. А участок от водохранилища до Истры вполне хорош.

 

Отдельные участки есть и на других реках.

На Наре. Ниже моста Киевского шоссе; выше Серпухова.

На озере Нарские Пруды.

На Лопасне (ниже Курской железной дороги).

На Оке (например, у моста нового Каширского шоссе).

 

Небольшие реки дальнего Подмосковья в большинстве своём «чисты». Берега если и застроены, то на незначительном протяжении. И в ближнем Подмосковье есть речки с дикими берегами – например, Скалба.

 

Выше Тучкова и Москва-река становится «дикой». В низовьях (ниже Москвы) дач и коттеджных посёлков немного, но берега часто распаханы. Застроен берег возле устья Пахры.

Клязьма. Выше сказал, что категорически не советую посещать район водохранилищ. Ниже берега застроены до Щёлкова. И последнее, что не стоит посещать – участок Дрезна – Орехово-Зуево. Правый берег распахан и труднопроходим; есть информация, что заходить туда нельзя. Все остальные участки Клязьмы интересны.

 

 

Часть 2

Теперь рассмотрю походные опасности, не связанные со злой волей других людей.

 

Железнодорожные пути

Есть ситуации, когда нужно пройти по путям. Если других дорог нет. Если темно (в лесу легко заблудиться). Если тропа есть, но стала непроходимой из-за непредвиденных обстоятельств (сильный дождь может превратить дорогу в болото).

Сравнивать железную дорогу с лесной нельзя. «Противоположная» картина получится, если сравнить «железку» с магистральным шоссе. Подмосковные шоссе – не только шум и выхлоп: не все автовладельцы уважают пешеходов (и других участников движения). И шоссе намного опаснее, чем железная дорога.

 

Что представляет опасность на «железке»:

1) Поезда.

2) Автоматические стрелки (стрелочные переводы).

3) На электрифицированных линиях – провод, «кормящий» электровозы и электрички.

 

Начну с третьего пункта.

…Напряжение в проводе, висящем над путями, несравненно выше, чем в домашней розетке. В нашей стране (и бывших республиках СССР) используются 2 типа тока: постоянный (3 тысячи вольт) и переменный (свыше 27 тысяч вольт). Наверное, опасность очевидна. Никогда не залезайте на столбы и крыши вагонов, не приближайтесь к проводам.

Важное примечание. Если произошла авария… Ток может растекаться по земле на расстояние до нескольких десятков метров (если земля влажная). В сухой земле расстояние будет намного меньшим. Пожалуйста, имейте в виду.

 

По пункту 2: необходимая (и, наверное, достаточная) мера предосторожности – внимательность. Обходите автоматические стрелки. Никогда не наступайте на подвижные части стрелок, не прикасайтесь к ним.

 

Теперь – о том, как не попасть под поезд.

1) Не ходите по путям без необходимости. Посмотрите – возможно, рядом есть дорога? Выспитесь и отдохните перед походом. И, конечно, будьте внимательны.

2) Поезда обнаруживаются глазами и ушами (по шуму). Наши «союзники»: попутный ветер (поможет услышать поезд сзади). В тёмное время – свет прожектора (виден с весьма большого расстояния).

3) Если поезд сзади можно не услышать, постоянно оглядывайтесь. Это единственный способ обезопасить себя.

4) При появлении поезда заблаговременно отойдите на безопасное расстояние от путей. Не ждите, когда он будет близко. Этим вы подвергнете опасности себя и заставите переживать локомотивную бригаду.

5) На 2-колейной железной дороге идти лучше по встречной колее. На 1-колейных линиях следите за светофорами. В одном из направлений светофоры «молчат» (не горит ни один из 3 цветов). Значит, поездов в ту сторону не будет; участок открыт для встречного транспорта.

 

Имейте в виду, когда планируете поход. При движении по путям вы будете уставать больше. И развить высокую скорость нельзя. 4,5 км/час на «железке» соответствуют 6 км/час на обычной дороге. Движение с тяжёлым рюкзаком нежелательно – усталость будет намного более высокой.

 

Зависит ли безопасность от особенностей линии? Конечно. Сразу скажу, где никогда не следует ходить по путям:

Скоростная дорога Москва – Санкт-Петербург. Она огорожена.

Железная дорога, соединяющая Санкт-Петербург с Финляндией (тоже ездят скоростные поезда).

Москва – Нижний Новгород (хотя скорости значительно ниже, чем на линии Москва – Санкт-Петербург).

 

Линии, где скорости ниже, но также велики:

Москва – Киев, Москва – Брест. Ряд участков Транссибирской магистрали, в том числе: Тюмень – Омск, Омск – Новосибирск.

 

Что повышает опасность движения по путям:

1. Сильный ветер направления, отличного от попутного (встречный или боковой). Мешает услышать поезд, приближающийся сзади.

2. Туман, сильный дождь или снегопад (снижают видимость).

3. Отсутствие светофоров. На ряде второстепенных линий светофоры стоят лишь перед станциями. На других участках их нет. И не ясно, откуда может поехать поезд.

Перечислю:

Татарская – Карасук – Кулунда (во всяком случае, участок Табулга – Татарск).

Часть железной дороги Москва – Рига (дальше Шаховской).

Савёловское направление – дальше Савёлова (город Кимры).

Линия Ачинск – Абакан (многие участки).

4. Горы или высокие холмы могут закрывать обзор. Пример: скала и поворот южнее Копьёва (линия Ачинск – Абакан).

5. Более опасны извилистые 1-колейные линии. Поезд может появиться и спереди, и сзади, а видимость невелика. Они опасны вдвойне, если нет светофоров.

6. Намного опаснее «железка», проходящая возле источника сильного шума (шоссе, горная река). Шум помешает вам услышать поезд.

7. Наконец, коварная и опасная ситуация. Дорога 2-колейная. Идём по встречному пути, но… поезд может поехать не оттуда, откуда ждём. Когда такое бывает? При ремонте или техническом обслуживании путей. Один путь ремонтируют, по второму поочерёдно пропускают поезда обоих направлений.

Другой случай: железная дорога имеет и 1-колейные, и 2-колейные участки. Двухколейный участок может быть длинным разъездом, пропускающим встречные поезда без остановки. При этом пути не имеют постоянного направления. Таких линий немного (в ближнем и дальнем Подмосковье нет вообще).

 

…Подойдя к «железке», вы сразу увидите, электрифицирована она или нет. Неэлектрифицированные линии – как правило – безопаснее. Мощный магистральный тепловоз слышен с большого расстояния (при благоприятных условиях – до 10 – 12 километров). Намного тише маломощный транспорт: маневровый тепловоз, дрезина, пригородный поезд, рельсовый автобус. За несколько километров не услышите. Будьте внимательны.

 

Дальше. Если дорога электрифицирована: грузовой поезд шумнее, чем пассажирский. Услышите с большего расстояния. И грузовые поезда ездят с меньшими скоростями.

Так, на линии Москва – Санкт-Петербург скоростные пассажирские поезда разгоняются до 200 км/час. Скорость грузовых обычно не превышает 70 – 80 км/час (весьма редко – до 100 км/час).

 

В походы мы ходим для того, чтобы видеть и чувствовать природу, а не шум поездов. Поэтому обычно используются второстепенные линии – с невысокой интенсивностью движения и не слишком большими скоростями.

 

В Подмосковье использовались некоторые участки кольцевой железной дороги. Где мало поездов?

Между Рижским и Савёловским направлениями (Манихино – Поварово – Икша).

Яхрома – 81-й километр (между Савёловским и Ярославским направлениями). Но: участок извилистый и 1-колейный, будьте внимательны.

Немного больше – между Рижской и Белорусской дорогами (Манихино – Кубинка).

Не слишком интенсивно движение на участке Александров – Орехово-Зуево (между Ярославским и Горьковским направлениями).

На остальных участках поездов много. Хотя движение неравномерно. Иногда поезда едут каждые 5 минут, иногда за полчаса ничего не проедет.

 

Также использовались второстепенные тупиковые ветки (Голутвин – Озёры, Кривандино – Рязановка). И подъездные пути (Быково – Жуковский, Быково – Октябрьский).

 

Выделю и опасные места кольцевой железной дороги

Огромная грузовая станция юго-восточнее Бекасова.

Такой же «вокзал» (грузовой) – южнее Горьковского направления (Орехово-Зуево).

 

Отмечу, что в ближнем Подмосковье почти всегда есть тропинки возле железных дорог.

А на большей части БАМа рядом проходит АвтоБАМ (тихая автомобильная дорога). От Лены до Тынды, и дальше – наверное, до Комсомольска-на-Амуре.

 

 

Дикие животные

Автором посещено малое количество районов, где их можно опасаться. Зверей крупнее суслика и бурундука видел, но… только в зоопарке. Однако в диких краях водятся и медведи, и волки, и ядовитые змеи (гадюки).

В Подмосковье (и других населённых местах) встреча со зверем весьма маловероятна. Но – назову район, где не стал бы (один) ночевать в палатке: наиболее «дикая» часть Мещёры.

Единственная подмосковная встреча с диким зверем была на участке Карцево – Савельево. Зверя не видел, а только слышал. Он испугался и убежал дальше в лес.

 

Встретить волка или медведя около Транссибирской магистрали (между Новосибирском и Омском) можно с такой же вероятностью, как крокодила в Москве-реке. Другое дело – «дикие» места (окрестности БАМа). Медведи там водятся.

В диких районах поддерживается другой режим безопасности. Идём только в светлое время суток. Остановки на ночь – не «подальше от населённых пунктов», а наоборот, поблизости (примите меры, чтобы не привлекать внимания). Слишком далеко от «железки» не уходим.

Про медведей читал и слышал разные мнения. Итог таков: летом, когда достаточно корма, вероятность нападения медведя крайне мала. Более того – едва услышав человека, медведь уйдёт сам. Если человек не нападает сам, опасен только раненый зверь или шатун.

В 2005 году узнал о происшествии около города Нерюнгри (Якутия). Медведь-шатун напал на группу из 3 человек; 1 человек погиб. Нападение произошло весной, когда лежал снег. Медведь-людоед был вскоре найден и застрелен; других жертв не было.

Неоднократно слышал о медведях (в том числе агрессивных) около посёлка Юктали (западнее Тынды). Вероятно, не всё услышанное соответствует действительности. Но медведей там больше, чем в других районах БАМа. Будьте осторожны.

И – внимание: встречаются медведи на шоссе Тюмень – Сургут. Оно проходит по дикой тайге, населённые пункты редки. Многие останавливаются и кормят медвежат. Этого категорически нельзя делать – медведь перестанет бояться человека и отучится добывать пищу самостоятельно. В дальнейшем, не получив от человека еды, зверь может «возмутиться» и напасть.

 

 

Сильная жара

На большой высоте (горы, плоскогорья) жара переносится тяжелее. 500 – 600 метров над уровнем моря значительно увеличивают яркость солнца. Опасен дефицит питьевой воды. Если на дворе +40, на день нужно несколько литров воды – даже при безснаряженческой тяге. При тяжёлом рюкзаке – гораздо больше.

Если планируется длительное движение с большим рюкзаком – идите, когда жара спадёт (вторая половина августа, начало сентября).

 

 

Сильный мороз

Что делать суровой зимой? Тепло одеться. Во время движения вы не замёрзнете. Неприятная (и порой небезопасная) ситуация – длительное ожидание электрички (или автобуса) на холоде. Если электричек мало, а зала ожидания нет – изучите расписание, приходите незадолго до поезда.

 

 

Замёрзшие реки и озёра. Движение по льду

Провал под лёд в дикой и удалённой от дорог местности может иметь самые печальные последствия. Опасность может подстерегать даже при сильном морозе. Однажды видел, как Клязьма не замёрзла при –30 (из-за сточных вод Орехово-Зуева). Опасен и лёд малых рек (Нерская, Бужа).

 

Меры предосторожности. Не выходите на лёд при слабом морозе. Когда установился сильный мороз – подождите, чтобы лёд стал прочным (в одночасье река не замёрзнет).

Опасен глубокий снег (под ним лёд подтаивает). Другие «источники опасности»: притоки; сточные воды. Опасны места ниже плотин. Участки выше плотин, наоборот, безопасны. Так, выше Карамышевской плотины (окраина Москвы) лёд прочен. Ниже будут полыньи даже при сильном морозе.

Практически безопасно движение по льду, лежащему на берегу выше уровня воды. Таковой встречал только на больших реках (Волга, Ока). Проваливаться некуда – воды подо льдом нет.

 

 

Часть 3

Третий и последний раздел – внутренние причины (когда «подводит» собственный организм). Слово «подводит» заключено в кавычки. Поскольку можно переоценить свои силы и возможности. Можно не учесть сложные, непривычные условия. И организм не виноват.

 

Физические перегрузки. Чрезмерная усталость

Чтобы не допустить этого – подготовьтесь и оцените силы перед серьёзным походом. При жаре идти тяжелее. Крупнокилометражные однодневные походы лучше проходить весной и осенью.

 

Недосыпание

Наиболее опасно недосыпание перед безснаряженческим дальним походом (если идём ночью). Причина ясна: выдержать ночной переход намного труднее, во время движения можно просто заснуть.

Меры предосторожности. Перед походом, предусматривающим движение ночью, нужно хорошо выспаться. Если не выспались – замените дальний поход однодневным. Или возьмите снаряжение (спальник, палатку), чтобы переночевать. Но не идите ночью.

Более «коварная» ситуация – «скрытое» недосыпание. Перед походом вы выспались хорошо, но недосыпание накопилось за предшествующее время. «Скрытое» недосыпание опасно, поскольку его нельзя обнаружить заранее.

В такой ситуации лучше перенести на 1 – 2 недели поход, могущий оказаться непосильными. Кстати, опасно не только «скрытое» недосыпание, но и ситуации, когда организм ослаблен или истощён.

Недосыпание перед безснаряженческим дальним походом рассмотрели. Но оно опасно (в меньшей степени) и перед другими походами. Недосыпание приводит к снижению скорости при одинаковом расходе сил. И: в случае необходимости будет труднее собраться с силами. Возможно, днём захочется спать (особенно – если утро холодное, а день жаркий).

 

Переживания, связанные со сменой обстановки

Речь идёт о внутреннем напряжении или переживаниях, возникших из-за того, что вы «вырвали» себя из привычной среды. Полагаю, что на серьёзную смену обстановки люди реагируют по-разному. Одному будет легко, другому – сложнее, а третьему – совсем трудно. За себя скажу, что проблема проявлялась в дальних походах большой продолжительности (больше 2 дней). Но для человека, не видевшего дикую природу прежде, и несколько часов могут оказаться серьёзным испытанием.

Какие переживания могут быть? Тревога, мешающая заснуть в палатке. Может возникнуть труднопреодолимое желание уехать домой – и справиться не так просто. Может быть ожидание опасности, когда никакой опасности на деле нет. Безобидный шелест травы возле палатки может казаться шагами крадущегося человека или хищного зверя – при этом никого и ничего опасного нет. Может возникнуть чувство беззащитности и беспомощности («если что-то случится, помочь будет некому»).

 

Подчеркну, что речь идёт о переживаниях и тревогах при отсутствии реальной опасности. Как справиться?

Переживания и тревоги бывают лишь в начале многодневного похода. После привыкаем и перестаём переживать. Дальше: не создавайте условия для того, чтобы страхи могли воплотиться в жизнь. Примите меры, чтобы ночью никто не заметил; не останавливайтесь в опасных местах. И, наконец – при минимальной подготовке будет легче. Пройдите 2 небольших похода с ночёвками (перед тем, как отправитесь в поход многодневный).

 

В завершение…

Может сложиться представление, что походы – очень опасное занятие. Это не так.

Возможно, я преувеличил опасность, исходящую от других людей. Одно и то же событие каждый воспринимает по-своему. Скажу за себя, что разумные походные трудности (брод, плохая дорога, бездорожье, крутой подъём) никогда не считал чем-то плохим. В противоположность им – ситуации, созданные злой волей людей, оставляют весьма неприятный осадок.

Но, по мнению автора, и в «обычной» жизни опасностей хватает. Может сбить машина, когда переходите улицу на зелёный свет. Может случиться авиакатастрофа. Можно подвергнуться разбойному нападению, когда возвращаетесь домой с только что полученной зарплатой. Можно… Да, опасностей вокруг немало. И, чтобы столкнуться с ними, ехать в далёкие края необязательно.

 

 

На главную страницу