Здравствуйте. 2-дневное путешествие Ожерелье – Узловая – Черепеть состоялось в июне 2017 года. Путешествие включает в себя часть Московской области (Ожерелье) и разные районы области Тульской.
«Уехал по Павелецкой дороге, вернулся по Киевской». Структура путешествия:
1) Ожерелье – платформа 137-й километр (11:20 – 17:30)
2) Грицово – Новомосковск – Донской – Узловая (19:50 – 4:40)
3) Станция Черепеть – река Ока – Суворов (9:30 – 17:00)
По восточной половине Тульской области проходит железная дорога Москва – Узловая – Елец. Первая часть (Ожерелье – платформа 137-й километр) связана с её окрестностями. Уделив внимание окрестностям 137-го километра, возвращаемся на платформу – ранним вечером будет «электричка» (точнее, дизельный поезд) на Узловую.
Еду в Грицово. Южнее отойдёт ветка на Новомосковск; нам туда и надо. Увидим тихую автодорогу и Шатское водохранилище (издалека). Пройдём у Любовского водохранилища. Но серые облака сделали день более коротким. Стемнело задолго до центра Новомосковска.
После водохранилища были различные предприятия (заводы); относительно шумным шоссе стало лишь в центральной части города (когда уже появился тротуар).
Днём бы, конечно, увидели больше. Но что-то видно и поздним вечером – Новомосковск освещён. В темноте прошёл и Донской (станция Бобрик-Донской). Перед Узловой рассвело.
Позже подъедет дизельный поезд в Черепеть (он следует из Новомосковска: станция Урванка). Отъехав, вспомню давно пройденный поход Тула – Узловая: едем той же дорогой. А Узловую с 1999 года не видел (только проезжал ночью).
По пути, просыпаясь, видел Упу, а также холмистую и малонаселённую лесостепь.
Черепеть (Новая Черепеть) – это западная часть Тульской области; не так далеко начинается область Калужская.
Приехал в Черепеть. Куда идём дальше? На Оку. Кстати, Черепеть – последняя станция, имеющая пригородное сообщение: на участке Черепеть – Козельск пригородных поездов нет. Хорошо, что Черепеть стоит не так далеко от Оки.
Первая часть похода была «дикой», вторая – более «городской», а третья… Оку видел в 1 месте – чуть выше железнодорожного моста. Окрестности реки и железной дороги огорожены. Это не санаторий и не дачи, а, вероятно, питомник для восстановления поголовья диких животных. Питомник заканчивается перед Окой, но… дорога заканчивается тоже, а по высокой траве далеко не уйти. Рассчитывал дойти до устья реки, на которой стоит Тула (это Упа). Не получилось. Другой берег Оки недоступен – железнодорожный мост охраняется. Может быть, стоило выходить ниже моста. Или воспользоваться автодорогой, ведущей в село Кулешово. Дорогой, кстати, воспользовался, да… по пути в Суворов.
«Вода встречалась редко, а цветы и насекомые – часто».
Незадолго до окончания похода прошёл ливень. Перед ним была жара, затрудняющая движение (нормально отдохнуть и выспаться не удалось). Кстати, и в первый день был дождь. Но прошёл он вовремя: я ехал в Грицово.
Малоприятным местом было шоссе около Суворова (машин много). В город Суворов прибыл хорошо уставшим. Севернее видно Черепетское водохранилище, но берег занят предприятием (электростанция). Идти куда-то дальше… нет ни сил, ни времени. А восточнее железная дорога проходит по берегу (видел красоту из окна поезда – перед приездом в Черепеть). Кстати, станции Суворов не существует (во всяком случае, там). В городе есть платформа 88-й километр (около неё пересечём железную дорогу) и – восточнее – станция Збродово (интересное название).
Примерно через час будет автобус в Калугу (они курсируют регулярно). Автобус вёз меня по дороге гораздо более тихой, нежели шоссе Суворов – Чекалин. В Калуге сяду на электричку, едущую до Апрелевки (где вскоре проходит электричка Нара – Москва).
Немного странное получилось путешествие: Новомосковск и Донской стоило, конечно, пройти днём. Но добраться не так просто. Есть прямые автобусы из Москвы (в Новомосковск, Венёв). Но билет надо купить заранее – как на поезд дальнего следования: перед отправлением места вряд ли будут. И – движение утром летнего выходного дня затруднено («пробки» на дорогах).
До Узловой можно доехать на поезде дальнего следования. А пригородные поезда Ожерелье – Узловая курсируют реже, чем когда-то. На утренний поезд можно пересесть лишь с самой ранней московской электрички. А на неё никак не попаду…
Участок между Окой и городом (имею в виду город Суворов) не был выдающимся, но… домой ехать надо. Кратчайший путь до Москвы лежит через Калугу. Можно воспользоваться дизельным поездом, на котором приехал (обратно он идёт во второй половине дня). Доехать до Тулы, пересесть на московскую электричку (отправляющуюся с другого вокзала). Но такой путь намного длиннее.
Несмотря на отдельные трудности, путешествие было замечательным.