Пеший поход под Тарусу

Заезд в Тулу

 


Ока. Восточнее деревни Волковское

 

Дальше: р. Ока


 


 


Церковь в Кузьмищеве

 

Дальше: Ока и Таруса

Вид с 5-минутной остановки перед Тарусой


 


 


Устье р. Таруса

 


Церковь в центре Тарусы

 


Ока. В Тарусе

 


Церковь в Тарусе (вид с другой стороны)

 


Центр Тарусы

 

Дальше: Таруса, музей семьи Цветаевых


 


 


Р. Таруса на выходе из города

 


Луг широкий, луг зелёный…

 


Р. Таруса

 

Дальше: р. Таруса. Вид с моста объездного шоссе


 


 

Дальше: р. Таруса. Выше моста


 


 


 

 

Дальше: вечер ранний и поздний…


 

 


 


 


Раннее утро. Возвращение в Тарусу

 


Детская площадка в центре Тарусы

 


Утренняя Ока

 


Таруса. Памятник Марине Цветаевой

 

Дальше: вид на Упу и Тулу


 


 


Тула. Церковь, находящаяся рядом с мостом через Упу

 


Тула. Памятник Н. Демидову

 

Дальше: Тула. Свято-Вознесенский храм


 


 

 


Одинокая утка на Упе

 


Храм Священномучеников Флора и Лавра

 


Ул. Советская

 


Церковь Благовещения (17-й век)

 


Тула. Площадь Ленина

 

Дальше: Тула. Кремль


 

 


 


 


Менделеевская ул.

 


Преображенская церковь (XIX век)

 

Дальше: Тула. Проспект Ленина


 


 

 


Фасад здания в центре Тулы

 

 

Здравствуйте, это пеший поход под Тарусу с последующим заездом в Тулу.

 

График:

Волковское

14:05

Р. Ока

14:30

5

14:35

Шоссе

15:45

5

15:50

Остановка в лесу

16:13

5

16:18

Кузьмищево (церковь)

16:45

5

16:50

Остановки на лугу

17:18

5

17:23

17:55

5

18:00

Таруса

18:35

25

19:00

Выход из города

20:05

5

20:10

Р. Таруса, мост

20:40

7

20:47

Остановка на лугу

21:24

6

21:30

22-й километр

22:15

20

22:35

26-й километр

23:17

8

23:25

Остановки для отдыха

0:05

7

0:12

0:50

10

1:00

1:35

5

1:40

Остановка после разворота

1:52

8

2:00

Остановки для отдыха

3:00

5

3:05

3:38

7

3:45

26-й километр

4:07

8

4:15

Остановка в лесу

4:47

30

5:17

Окраина Тарусы

6:02

5

6:07

Таруса (автостанция)

6:45

 

Поход не совсем обычный: он был приурочен к 10-летию моего первого бесснаряженческого дальнего похода Тула – Узловая.

По этой причине он просто обязан был быть: а) бесснаряженческим; б) связанным с городом Тула!

 

Первоначальный план предусматривал поход Волковское – Таруса – Алексин. Но маршрут был изменён (вынужденно!). Бывает и такое: посреди ночи вдруг закончилась дорога (!), которая, судя по карте, должна была идти до Алексина. Из-за этого пришлось вернуться в Тарусу…

…Поход начался в деревне Волковское, стоящей неподалёку от Оки. До Волковского ехал на автобусе Серпухов – Таруса; ждать его не пришлось. К сожалению, это участок Оки нельзя назвать «диким»: берег застроен, а отдыхающих в жаркую погоду очень много. Относительная близость к Москве всё-таки сказывается. Почти полтора часа (днём!) пришлось идти по оживлённому шоссе Калуга – Серпухов, сойдя с него в районе Игнатовского.

Ранним вечером я вошёл в Тарусу. Увы, и тут не очень повезло: в городе проводились какие-то спортивные соревнования (или праздник?). К моему приходу они почти закончились, но на центральной площади было огромное скопление людей. Тут как раз началась церемония награждения победителей; после неё включили громкую музыку, которая буквально била по ушам.

После Тарусы шёл по одноимённой речке, притоку Оки. Она невелика, но оставила очень приятное впечатление. Уже не было ни шоссе, ни городского шума; луга и холмы словно отдыхали после жаркого дня. Жаль, что скоро спустится ночь…

В половине десятого вечера я вышел на объездное шоссе. Движение в это время уже редкое. После 26-го километра будет ЛЭП, а сразу же за ней – развилка, где надо «переключиться» на дорогу, ведущую в Алексин.

После этого и началось самое «интересное» (жаль, что ночью нельзя всё это сфотографировать). Асфальтированные участки дороги изобиловали ухабами. Асфальта, впрочем, было немного. Вскоре он сменился гравийным покрытием с примесью песка (или чем-то похожим – в темноте не видно). Идти по всему этому тяжелее, чем по асфальту, к тому же дорога была разбитой. Проезжающие машины могли развивать скорость не более 25-30 км/час.

Я ещё не знал самого главного. Того, что до Алексина по этой дороге не дойти. Того, что посреди ночи придётся развернуться и отправиться обратно, в Тарусу, потому что дорога оборвётся на полпути. Отсутствие автобусного сообщения между Тарусой и Алексиным почему-то не навело на размышления. Не заставил задуматься и указатель на развилке – на нём значилось Парсуково, а не Алексин. На ухабах думалось о том, что ближе к Алексину дорога станет хорошей. Речь идёт не о какой-нибудь глухомани: Алексин – город совсем не маленький, и отсутствие дорог в его окрестностях казалось невероятным…

В половине второго ночи я вошёл в деревню; указателя не было. Вдалеке уже видно зарево – скорее всего, Алексин. Перед деревней отошла дорога налево; глянув на неё, я решил, что она кончается где-то неподалёку, и пошёл прямо. К тому же на прямой дороге появилось покрытие из бетона. Пройден уже центр деревни, дорога поворачивает, идёт по краю деревни и вдруг… заканчивается. Через несколько метров я едва не угодил в огромную лужу. Осмотревшись, понял, что дальше идти некуда…

Немного отойдя назад, остановился и стал размышлять. «Беда» в том, что, посмотрев карту, я не смог даже однозначно понять, где нахожусь. Восточнее были видны огни какой-то другой деревни. Затем показалось, что рядом протекает большая река – это могла быть только Ока. Но… подойти так близко к Алексину я никак не мог, а севернее дорога идёт вдалеке от Оки. Значит, это просто овраг…

Выбор, который предстояло сделать за несколько минут, невелик: либо возвращаться в Тарусу, либо дожидаться где-то рассвета, а затем идти в Алексин по грунтовым дорогам. Второй вариант отпадает: ждать придётся часа три, а ночь довольно холодна. Посидеть негде, да и уснуть после такого простоя можно прямо на ходу. И на осмотр Алексина силы вряд ли останутся. Значит, надо возвращаться…

Как это ни странно, но обратно идти было легче, и дорога казалась уже хорошей. Через 2 часа вернулся на шоссе. На заре почему-то захотелось спать, но 30-минутная стоянка решила проблему. Прямое сообщение между Тарусой и Тулой отсутствует, доехать можно через Серпухов. Посмотрев на утреннюю Оку и попрощавшись с Тарусой, я уехал. В Серпухове тут же пересел на автобус до Тулы. Потом было «второе знакомство» с Тулой и отъезд дневной электричкой на Москву.

 

Уже после похода, изучив карту и график, я понял, где «застрял»: в деревне Вознесенье. В Алексин можно было выйти, свернув налево перед Вознесеньем. Но… в каком состоянии находится дорога – большой вопрос.

 

Интересное совпадение: из-за вынужденного ночного разворота активная продолжительность (16 часов 40 минут без осмотра Тулы) стала примерно такой же, как и у похода Тула – Узловая (16 часов 20 минут). И, несмотря на застроенный берег Оки и дорогу, закончившуюся раньше времени, поход оставил приятные воспоминания. Наверное, таким он и должен был быть…

 

 

В начало