Здравствуйте. Интересное 3-дневное путешествие по северо-западной части нашей страны состоялось в январе 2016 года.
Состав путешествия:
1) Псков и окрестности: река Великая, часть железной дороги Санкт-Петербург — Варшава
2) Санкт-Петербург. Балтийское море (Финский залив) около города
3) Великий Новгород. И ближайшие окрестности города — река Волхов, озеро Ильмень
Псков. Начало | 8:20 | ||
Основная часть | 13:05 | ||
Река Великая | 13:55 | 5 | 14:00 |
Река Черёха | 14:35 | 5 | 14:40 |
Великая река, устье Многи | 15:03 | 17 | 15:20 |
285-й километр | 16:42 | 8 | 16:50 |
291-й км. Конечная | 18:10 | 10 | 18:20 |
282-й километр | 20:14 | 6 | 20:20 |
Псков, автовокзал | 22:05 | ||
Завершение | 22:40 |
Великий Новгород, вокзал | 10:10 | ||
Основная часть | 13:10 | ||
Остановка в лесу | 13:25 | 5 | 13:30 |
Церковь за развилкой дорог | 14:10 | 5 | 14:15 |
Свято-Юрьев монастырь | 14:40 | 10 | 14:50 |
Озеро Ильмень | 15:45 | 5 | 15:50 |
Конечная | 16:15 | 10 | 16:25 |
Великий Новгород. Пешеходный мост | 18:25 | ||
Завершение | 19:35 |
Путешествие начинается с осмотра Пскова. Достопримечательностей и памятников истории много: Кремль, старинные церкви, Мирожский монастырь, набережная.
Начало «природной» части — Великая река выше железнодорожного моста. В городе люди спокойно переходят реку; значит, лёд безопасен. Но выше, за городом, река сужается; «бугры» на льду заставляют сомневаться в его прочности. Дорога идёт вплотную к берегу, и от него не удаляемся.
За устьем Черёхи лёд стал ровным. Переходим Великую, вылезаем на правый берег. Позже встретится речка с необычным названием: Многа. Устье Многи — последнее место, где видим Великую. Выше она (Великая река) уже не так велика, как в городе.
...Великая река очень красива (хотя ближайшие окрестности Пскова населены). Но рядом (восточнее) есть ещё достопримечательность.
Через Псков проходит одна из старейших железных дорог нашей страны: Санкт-Петербург — Варшава. Дорога построена в середине 19 века (1852—1862 годы). В те времена Польша была частью Российской Империи. К началу 21-го века политическая карта мира сильно изменилась. И железная дорога не существует в изначальном виде. Помимо России, она проходит через Латвию (Даугавпилс), Литву (Вильнюс) и Белоруссию (Гродно); в нескольких десятках километров от Гродно начинается Польша. После развала Советского Союза движение сильно сократилось; через несколько лет Литва «перерезала» (разобрала) дорогу у границы с Белоруссией (участок Вильнюс — Гродно). В Белоруссии картина лучше — пригородные поезда ездят от Гродно до границы.
Когда-то по железной дороге ездили не только в Польшу и Прибалтику. На многих участках проложили 2-й путь, и движение было довольно интенсивным. В первые годы после развала Советского Союза транзит через Прибалтику был свободен; тут ехали поезда в Калининград, в ряд городов Белоруссии и Украины. К сегодняшнему дню не осталось ничего.
«Дела плохи» не только в Прибалтике. Сейчас и в Пскове железнодорожный транспорт развит слабо. Пассажирское движение в Эстонию и Латвию отсутствуют полностью; пригородные поезда в Печоры и Остров — тоже. Нет даже прямых рейсов до Санкт-Петербурга (есть до Луги: 1 — 2 рейса в день; в Луге можно пересесть на электричку).
...К чему сказано? Посетив устье Многи, выходим к железной дороге Санкт-Петербург — Варшава. Вдали виден мост через Черёху (реку); мы идём в противоположном направлении. За переездом начнётся лес. Последующая часть была «дикой»; грузовые поезда проезжают редко.
Вечер был ярким (выглянуло солнце). Ещё до 291-го километра солнце уступило место луне.
Пора возвращаться. Долго шёл по тёмной железной дороге; лишь один раз она осветилась прожектором тепловоза... После Черёхи будет Псков; идём по улице Советской Армии. Вечером улица тиха. Иногда (насколько возможно в темноте) видна Великая река, где шёл днём.
После полуночи отправится автобус в город на Неве (Санкт-Петербург). Автовокзал открыт круглосуточно, а стоит он недалеко от вокзала железнодорожного.
Автовокзал №2 стоит в центре Санкт-Петербурга, у Обводного канала. По городу ехали долго, останавливаясь на светофорах. Приехали. Автовокзал закрыт и откроется через полчаса; хорошо, мороз не слишком силён.
В Великий Новгород поедем оттуда же; купив билет, иду к метро (Обводный Канал). Нам нужно на Приморскую; неподалёку — Балтийское море и морской вокзал Санкт-Петербурга.
У морского вокзала берег огорожен. Берег моря «украшала» большая стройка; строят автомагистраль — Западный скоростной диаметр (ЗСД).
Но стабильные морозы стоят не один день. На лёд можно выходить спокойно: сидят десятки рыбаков (и местные жители гуляют). Над замёрзшим морем (Финским заливом) висел туман; чувствовалась высокая влажность воздуха. Затем увидел вдалеке... плывущий из Санкт-Петербурга корабль — ледокол.
«На суше» дикую природу можно найти, наверное, лишь в нескольких десятках километров от центра Санкт-Петербурга. А на замёрзшем море... Стоит немного отойти — и уже не скажешь, что рядом 5-миллионный город.
Пройдя двумя тропами (в северном и северо-западном направлениях), вернусь.
До центра можно доехать не только на метро, но и на трамвае, следующем к Финляндскому вокзалу. Выйдем у Петропавловской крепости. Позже посетим Дворцовую площадь, где стоит Зимний дворец. Обязательно пройдём по Невскому проспекту; уделим внимание нескольким церквям.
От Невского проспекта доедем до станции метро «Площадь Александра Невского», чтобы посетить Александро-Невскую Лавру. Рядом течёт Нева (и начинается проспект Обуховской Обороны). Но скоро уже стемнеет. Не все достопримечательности Санкт-Петербурга успел посетить, но увидел много. Кстати: помимо Невы, в городе много каналов и небольших рек (проток Невы). Летом они, конечно, красивее.
Не самым ранним вечером меня уже вёз автобус в Великий Новгород. Удивительно, но «пробок» (затруднений движения транспорта) в Санкт-Петербурге не было вообще. В будний день!
На железнодорожном вокзале есть комнаты отдыха с невысокими ценами.
Третий и последний день посвящён Великому Новгороду и его окрестностям. Довольно близко от вокзала стоит величественный Кремль. Рядом, на другом берегу Волхова — Ярославово дворище. Уделим внимание и другим достопримечательностям Великого Новгорода; затем вернёмся к Кремлю — «природная» часть начинается поблизости.
Волхов (река) вытекает из озера Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но бывает, что Волхов течёт... в противоположном направлении. Весной уровень воды в реке может быть выше, чем в озере. Иногда воды Волхова становятся неподвижными.
Лёд Волхова — место опасное, а по глубокому снегу далеко не уйти. Воспользуемся городскими улицами, чтобы дойти до Свято-Юрьева монастыря. Монастырь стоит на берегу Волхова; близок исток реки — озеро Ильмень. По замёрзшему озеру идём спокойно, но — недалеко от берега. Кстати, есть лыжня и дорога, проложенная снегоходами. Развернёмся, когда светлый день будет стремиться к завершению...
У истока Волхова, у деревни Юрьево стоит Перынский скит (сфотографировать не удалось — фотоаппарат «замёрз»). Оттуда возвращаемся в Великий Новгород по знакомым автодорогам.
Железнодорожный вокзал удивлял малым количеством пассажиров. И поездов очень мало (в прежние времена, наверное, было больше). Наконец, началась посадка на мой поезд; сидячий вагон не заполнен и на треть (многие пассажиры садятся позже).
Когда поехали, на одной из станций Новгорода бросился в глаза грузовой электровоз; железная дорога всё-таки живёт. За окном видны высокие платформы для электричек; когда-то они курсировали чаще. В Чудове выезжаем на основную магистраль (Санкт-Петербург — Москва); когда переехали Волхов, я уснул.
«Активная» часть путешествия окончена; через несколько часов поезд привезёт домой.
1) От Пскова до Санкт-Петербурга автобус едет не более 5 часов; выспаться сложно.
2) В Пскове и Великом Новгороде не было участков подъезда (везде шёл пешком). Но подъехать можно: Черёха — Псков и Юрьево — Новгород (курсируют городские автобусы).
Санкт-Петербургу и озеру Ильмень стоит уделить большее внимание, да январский день короток. Погода была по-настоящему зимней, морозной (—10 и холоднее).
А путешествие было замечательным. Каждый из трёх городов прекрасен по-своему; прекрасна и природа.