Псков, Санкт-Петербург, Великий Новгород и их окрестности

3-дневное путешествие


Псков
Псков. Часовня Воскресения Христова и железнодорожный вокзал (правее)


Псков
Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь (и замёрзшая река — Великая)

Река Великая и Псков
Река Великая и Псков. Вид с Ольгинского моста (по мосту проходит Рижский проспект)


Псков
Псков. Церковь Успенская «С Пароменья» (построена на месте паромной переправы через Великую реку)

Псков. Кремль
На другом берегу Великой реки стоит Кремль


Псков
Псков. Церковь Архангелов Михаила и Гавриила

Псков
Псков. Церковь Николая Чудотворца на Усохе


Псков
Псков. Дом на Советской ул.

Псков
Псков. Храм Святого Василия Великого На Горке


Псков
Псков. Храм Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы в Кузнецах, XV век

Псков
Псков, река Пскова. На правом берегу — Советская набережная с красивыми домами...


Псков. Кремль
...А на левом — Кремль. В центре: собор Живоначальной Троицы

Псков. Кремль
Псков. Кремль. Собор Живоначальной Троицы (Троицкий собор)


Псков. Кремль
Псков. Довмонтов город (в Кремле)

Псков
Псков. Храм Косьмы и Дамиана с Примостья


Река Великая
Река Великая, набережная и Троицкий собор (вдалеке)

Псков
Псков. Река Великая. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь (на другом берегу)


Псков
Псков. Храм Покрова и Рождества Богородицы

Псков
Псков. Покровская башня (входит в комплекс крепостных сооружений Окольного города)

Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь
Мирожский монастырь


Мирожский монастырь

Псков
Псков. Великая река и Покровская башня (справа)

«Город посмотрели, перейдём к природе». Река Великая — на окраине Пскова и выше
Река Великая


Река Великая

Река Великая


Река Великая

Река Великая


Река Великая

Река Великая
Здесь, выше устья Черёхи, выходим на правый берег Великой реки


Река Великая
На берегу — снежное бездорожье...

тропинка
...Но вскоре нашлась тропинка около лыжни


Река Черёха
Река Черёха (приток Великой)

Речка Многа
Речка Многа. Интересное название!


Устье Многи
Устье Многи (Великая река справа)

Поднялись
«Поднялись на горку»


одна из старейших железных дорог
«Две дороги под январским солнцем» (за Черёхой, юго-западнее переезда)
Справа — одна из старейших железных дорог нашей страны: Санкт-Петербург — Варшава
Рядом — заснеженная грунтовая дорога

одна из старейших железных дорог
Солнечный зимний пейзаж


грунтовая дорога
Грунтовая дорога идёт по лесу

Вскоре проехал грузовой поезд на Псков
грузовой поезд


грузовой поезд

«Вечерняя красота» (закат, лес и железная дорога)
закат


закат

Грузовой поезд
Грузовой поезд, едущий в направлении Латвии


Луна
Луна

291 километр
Конечная остановка — 290 / 291 километр


Километровый столб
Идём обратно. Километровый столб. Скоро будет переезд и Черёха

Псков
«Псков — город воинской славы»


Псков
Псков. Памятник Героям Первой Мировой войны. Установлен между двумя вокзалами — железнодорожным и автобусным

Псковская часть окончена, далее — Санкт-Петербург

Балтийское море
Балтийское море. Точнее, Финский залив. Ещё точнее — Невская губа (часть Финского залива около устья Невы)


Балтийское море
Удивительно, но... по Балтийскому морю и зимой плывут корабли

корабль
«Ледокол» (или обычный корабль, прокладывающий дорогу во льдах)


Путь ледокола
«Путь ледокола». До него 50 — 60 метров; ближе подходить не стал, хотя рыбаки сидят на меньшем расстоянии

Финский залив
Финский залив, рыбаки и полоса воды


Ледокол
«Ледокол плывёт в Санкт-Петербург». Причём не один. Проложена дорога для второго корабля

Дальше: Финский залив Балтийского моря (Невская губа)
Финский залив


Финский залив

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург. Зимний дворец и Нева. Вид с противоположного берега Невы, от Петропавловской крепости


Санкт-Петербург, Нева
Санкт-Петербург, Нева и мост — вероятно, Дворцовый

Петропавловская крепость
Петропавловская крепость. Санкт-Петербург, Заячий остров. Крепость заложена в 1703 году


Петропавловская крепость
Здание Монетного двора (в Петропавловской крепости)

Собор Святых Апостолов Петра и Павла (Петропавловский собор). Очень красивый и высокий
Петропавловский собор


Петропавловский собор

Санкт-Петербург. Нева
Санкт-Петербург. Река Нева. Вид с Троицкого моста. Перед впадением в Балтийское море Нева разделяется на несколько частей; направо поворачивает Малая Нева


Петропавловская крепость
Петропавловская крепость (и Петропавловский собор). Вид с того же моста

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург. Дворцовая набережная


Санкт-Петербург
Санкт-Петербург. Улица Миллионная

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург. Архив Государственного совета (на Миллионной улице, около Дворцовой площади)


Дворцовая площадь
Санкт-Петербург. Дворцовая площадь; в центре — Александровская колонна

Дальше: Санкт-Петербург. Зимний дворец
Зимний дворец


Зимний дворец

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург. Здание Главного штаба (также на Дворцовой площади)

Дальше: Санкт-Петербург. Исаакиевский собор
Исаакиевский собор


Исаакиевский собор

Дальше: Санкт-Петербург. Невский проспект
Невский проспект


Невский проспект

Казанский собор
Санкт-Петербург. Казанский кафедральный собор

Санкт-Петербург
Канал Грибоедова и собор Воскресения Христова (собор Спаса-на-Крови; Воскресенский собор)
Собор построен в конце 19-го века на месте гибели Императора Александра II
Санкт-Петербург


Санкт-Петербург

Дальше: Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Александро-Невская Лавра


Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра


Александро-Невская Лавра

Санкт-Петербург. Нева
Санкт-Петербург. Нева и железнодорожный мост через реку. Выделяется пролёт в середине моста — очевидно, подъёмный (предназначенный для прохода больших кораблей)

Затем вернёмся на автовокзал. Далее: Новгородская часть путешествия

Великий Новгород
Великий Новгород. Железнодорожный вокзал
Перед вокзалом — памятник Александру Невскому

Дальше: Новгородский Кремль (Детинец)
Новгородский Кремль


Новгородский Кремль

Софийский собор
Великий Новгород. Софийский кафедральный собор (в Кремле)


Великий Новгород. Кремль
Великий Новгород. Кремль (Детинец) и пешеходный мост через Волхов

Река Волхов
Река Волхов. Несмотря на мороз и медленное течение, река замерзает неохотно

На правом берегу Волхова, напротив Кремля, находится Ярославово Дворище и Торг (политический и торговый центр Древнего Новгорода)
Название происходит от княжеской резиденции, основанной Ярославом Мудрым

На территории — несколько старинных церквей (Никольский собор и другие)
Великий Новгород

Великий Новгород


Великий Новгород

Великий Новгород
Великий Новгород. Большая Московская улица


Великий Новгород
Великий Новгород. Храм Великомученика Димитрия Солунского

Великий Новгород
Великий Новгород. Красивое здание (пересечение Славной улицы и ул. Ильина)


Великий Новгород
Великий Новгород. Знаменский собор
Великий Новгород
Великий Новгород. Церковь Спаса Преображения


Река Волхов и Ярославово Дворище
Великий Новгород. Река Волхов и Ярославово Дворище

Великий Новгород
Великий Новгород. Церковь Троицы


канал
Великий Новгород. Гребной канал (замёрзший). Канал соединяется с Волховом около Кремля

Река Волхов
Волхов и ручеёк, впадающий в реку


церковь
Вероятно, это церковь Благовещения на Мячине. Остановка 14:10
Перед церковью — малоприятный участок: шоссе с глубоким снегом на обочинах. Но 2 километра проходим быстро
Рядом отходит тихая дорога к Свято-Юрьеву монастырю; поворачиваем

Свято-Юрьев монастырь
Свято-Юрьев монастырь. Стоит на берегу Волхова; рядом — деревня Юрьево

Дальше: Свято-Юрьев монастырь
Свято-Юрьев монастырь


Свято-Юрьев монастырь

Река Волхов
Река Волхов около монастыря


вдали — озеро Ильмень
«Это ещё Волхов. А вдали, за поворотом — озеро Ильмень»

озеро Ильмень
«Там, где начинается Волхов» (река вытекает из озера Ильмень)

Дальше: озеро Ильмень
Несколько фотографий в конце сделаны мобильным телефоном
(фотоаппарат заглох: батарейки на морозе разряжаются быстро)
озеро Ильмень


озеро Ильмень

озеро Ильмень


озеро Ильмень

озеро Ильмень


озеро Ильмень

Вечер в Великом Новгороде
Вечер в Великом Новгороде. В центре — башня, окрасившаяся в цвета флага России. Виден Волхов и часть пешеходного моста (слева)


Здравствуйте. Интересное 3-дневное путешествие по северо-западной части нашей страны состоялось в январе 2016 года.

Состав путешествия:
1) Псков и окрестности: река Великая, часть железной дороги Санкт-Петербург — Варшава
2) Санкт-Петербург. Балтийское море (Финский залив) около города
3) Великий Новгород. И ближайшие окрестности города — река Волхов, озеро Ильмень


График Псковского участка
Псков. Начало 8:20
Основная часть 13:05
Река Великая 13:55514:00
Река Черёха 14:35514:40
Великая река, устье Многи 15:031715:20
285-й километр 16:42816:50
291-й км. Конечная 18:101018:20
282-й километр 20:14620:20
Псков, автовокзал 22:05
Завершение 22:40

График Новгородской части
Великий Новгород, вокзал 10:10
Основная часть 13:10
Остановка в лесу 13:25513:30
Церковь за развилкой дорог 14:10514:15
Свято-Юрьев монастырь 14:401014:50
Озеро Ильмень 15:45515:50
Конечная 16:151016:25
Великий Новгород. Пешеходный мост 18:25
Завершение 19:35

День 1
Путешествие начинается с осмотра Пскова. Достопримечательностей и памятников истории много: Кремль, старинные церкви, Мирожский монастырь, набережная.

Начало «природной» части — Великая река выше железнодорожного моста. В городе люди спокойно переходят реку; значит, лёд безопасен. Но выше, за городом, река сужается; «бугры» на льду заставляют сомневаться в его прочности. Дорога идёт вплотную к берегу, и от него не удаляемся.
За устьем Черёхи лёд стал ровным. Переходим Великую, вылезаем на правый берег. Позже встретится речка с необычным названием: Многа. Устье Многи — последнее место, где видим Великую. Выше она (Великая река) уже не так велика, как в городе.

...Великая река очень красива (хотя ближайшие окрестности Пскова населены). Но рядом (восточнее) есть ещё достопримечательность.

Через Псков проходит одна из старейших железных дорог нашей страны: Санкт-Петербург — Варшава. Дорога построена в середине 19 века (1852—1862 годы). В те времена Польша была частью Российской Империи. К началу 21-го века политическая карта мира сильно изменилась. И железная дорога не существует в изначальном виде. Помимо России, она проходит через Латвию (Даугавпилс), Литву (Вильнюс) и Белоруссию (Гродно); в нескольких десятках километров от Гродно начинается Польша. После развала Советского Союза движение сильно сократилось; через несколько лет Литва «перерезала» (разобрала) дорогу у границы с Белоруссией (участок Вильнюс — Гродно). В Белоруссии картина лучше — пригородные поезда ездят от Гродно до границы.

Когда-то по железной дороге ездили не только в Польшу и Прибалтику. На многих участках проложили 2-й путь, и движение было довольно интенсивным. В первые годы после развала Советского Союза транзит через Прибалтику был свободен; тут ехали поезда в Калининград, в ряд городов Белоруссии и Украины. К сегодняшнему дню не осталось ничего.
«Дела плохи» не только в Прибалтике. Сейчас и в Пскове железнодорожный транспорт развит слабо. Пассажирское движение в Эстонию и Латвию отсутствуют полностью; пригородные поезда в Печоры и Остров — тоже. Нет даже прямых рейсов до Санкт-Петербурга (есть до Луги: 1 — 2 рейса в день; в Луге можно пересесть на электричку).

...К чему сказано? Посетив устье Многи, выходим к железной дороге Санкт-Петербург — Варшава. Вдали виден мост через Черёху (реку); мы идём в противоположном направлении. За переездом начнётся лес. Последующая часть была «дикой»; грузовые поезда проезжают редко.
Вечер был ярким (выглянуло солнце). Ещё до 291-го километра солнце уступило место луне.
Пора возвращаться. Долго шёл по тёмной железной дороге; лишь один раз она осветилась прожектором тепловоза... После Черёхи будет Псков; идём по улице Советской Армии. Вечером улица тиха. Иногда (насколько возможно в темноте) видна Великая река, где шёл днём.

После полуночи отправится автобус в город на Неве (Санкт-Петербург). Автовокзал открыт круглосуточно, а стоит он недалеко от вокзала железнодорожного.


День второй. Санкт-Петербург

Автовокзал №2 стоит в центре Санкт-Петербурга, у Обводного канала. По городу ехали долго, останавливаясь на светофорах. Приехали. Автовокзал закрыт и откроется через полчаса; хорошо, мороз не слишком силён.
В Великий Новгород поедем оттуда же; купив билет, иду к метро (Обводный Канал). Нам нужно на Приморскую; неподалёку — Балтийское море и морской вокзал Санкт-Петербурга.

У морского вокзала берег огорожен. Берег моря «украшала» большая стройка; строят автомагистраль — Западный скоростной диаметр (ЗСД).
Но стабильные морозы стоят не один день. На лёд можно выходить спокойно: сидят десятки рыбаков (и местные жители гуляют). Над замёрзшим морем (Финским заливом) висел туман; чувствовалась высокая влажность воздуха. Затем увидел вдалеке... плывущий из Санкт-Петербурга корабль — ледокол.

«На суше» дикую природу можно найти, наверное, лишь в нескольких десятках километров от центра Санкт-Петербурга. А на замёрзшем море... Стоит немного отойти — и уже не скажешь, что рядом 5-миллионный город.
Пройдя двумя тропами (в северном и северо-западном направлениях), вернусь.
До центра можно доехать не только на метро, но и на трамвае, следующем к Финляндскому вокзалу. Выйдем у Петропавловской крепости. Позже посетим Дворцовую площадь, где стоит Зимний дворец. Обязательно пройдём по Невскому проспекту; уделим внимание нескольким церквям.

От Невского проспекта доедем до станции метро «Площадь Александра Невского», чтобы посетить Александро-Невскую Лавру. Рядом течёт Нева (и начинается проспект Обуховской Обороны). Но скоро уже стемнеет. Не все достопримечательности Санкт-Петербурга успел посетить, но увидел много. Кстати: помимо Невы, в городе много каналов и небольших рек (проток Невы). Летом они, конечно, красивее.

Не самым ранним вечером меня уже вёз автобус в Великий Новгород. Удивительно, но «пробок» (затруднений движения транспорта) в Санкт-Петербурге не было вообще. В будний день!


Великий Новгород

На железнодорожном вокзале есть комнаты отдыха с невысокими ценами.

Третий и последний день посвящён Великому Новгороду и его окрестностям. Довольно близко от вокзала стоит величественный Кремль. Рядом, на другом берегу Волхова — Ярославово дворище. Уделим внимание и другим достопримечательностям Великого Новгорода; затем вернёмся к Кремлю — «природная» часть начинается поблизости.
Волхов (река) вытекает из озера Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но бывает, что Волхов течёт... в противоположном направлении. Весной уровень воды в реке может быть выше, чем в озере. Иногда воды Волхова становятся неподвижными.
Лёд Волхова — место опасное, а по глубокому снегу далеко не уйти. Воспользуемся городскими улицами, чтобы дойти до Свято-Юрьева монастыря. Монастырь стоит на берегу Волхова; близок исток реки — озеро Ильмень. По замёрзшему озеру идём спокойно, но — недалеко от берега. Кстати, есть лыжня и дорога, проложенная снегоходами. Развернёмся, когда светлый день будет стремиться к завершению...

У истока Волхова, у деревни Юрьево стоит Перынский скит (сфотографировать не удалось — фотоаппарат «замёрз»). Оттуда возвращаемся в Великий Новгород по знакомым автодорогам.

Железнодорожный вокзал удивлял малым количеством пассажиров. И поездов очень мало (в прежние времена, наверное, было больше). Наконец, началась посадка на мой поезд; сидячий вагон не заполнен и на треть (многие пассажиры садятся позже).
Когда поехали, на одной из станций Новгорода бросился в глаза грузовой электровоз; железная дорога всё-таки живёт. За окном видны высокие платформы для электричек; когда-то они курсировали чаще. В Чудове выезжаем на основную магистраль (Санкт-Петербург — Москва); когда переехали Волхов, я уснул. «Активная» часть путешествия окончена; через несколько часов поезд привезёт домой.

На что хочу обратить внимание:
1) От Пскова до Санкт-Петербурга автобус едет не более 5 часов; выспаться сложно.
2) В Пскове и Великом Новгороде не было участков подъезда (везде шёл пешком). Но подъехать можно: Черёха — Псков и Юрьево — Новгород (курсируют городские автобусы).

Санкт-Петербургу и озеру Ильмень стоит уделить большее внимание, да январский день короток. Погода была по-настоящему зимней, морозной (—10 и холоднее). А путешествие было замечательным. Каждый из трёх городов прекрасен по-своему; прекрасна и природа.