Пачелма | 4:20 | ||
576 / 577 километр | 6:10 | 10 | 6:20 |
3 / 4 км Нижнеломовской ветки | 7:57 | 8 | 8:05 |
Остановка для отдыха | 9:00 | 45 | 9:45 |
11 / 12 километр | 10:40 | 5 | 10:45 |
Остановка для сна | 11:10 | 40 | 11:50 |
Верхний Ломов | 14:00 | 25 | 14:25 |
29 / 30 километр | 16:22 | 8 | 16:30 |
Нижний Ломов | 17:35 |
Здравствуйте. Поход Пачелма – Нижний Ломов с последующим переездом в Пензу состоялся в начале лета 2015 года.
До Пачелмы едем на недорогом поезде (есть сидячий вагон). В Пачелме будем ранним утром. Рассвело раньше; в Башмакове уже можно смотреть в окно.
…Сначала шёл бодро; казалось, что дойду до самой Пензы. Но позже недосыпание дало о себе знать.
Железная дорога Ряжск – Пенза, несмотря на редкое движение, небезопасна. Ветер не был попутным; приближающийся сзади поезд Москва – Пенза я услышал лишь за полтора километра (при хороших условиях шум дизеля слышен с гораздо большего расстояния).
В Выглядовке отходит ветка на Нижний Ломов. Решил идти туда.
Вскоре ушла утренняя прохлада; воздух прогрелся. Хочется спать. Пней и брёвен не видать. Зато… есть камень у дороги. Трава высохла, к камню можно прислониться. Нормально поспать не удалось. Едва отправившись, попал под дождь – сильный, но кратковременный.
Через некоторое время идти стало тяжело, и скорость снизилась. Трава после дождя подсохла, можно лечь на неё (остановка 11:10). Немного поспав, проснулся встревоженным. Поблизости туча. Через несколько минут опять начался дождь…
Позже были ещё дожди. Наконец, добрался до Нижнего Ломова. Нужно найти автовокзал. Там ждал следующий «сюрприз»: автобусов в Пензу сегодня не будет. Ближайший рейс – завтра, в 6 утра; автовокзал на ночь закрывается. И опять – «очень кстати» – начался ливень. В городе можно укрыться, а на улицах образовались огромные лужи и ручьи.
…Ночью в небе светила луна. Облака расступились, и дождей больше не было. Но ждал под открытым небом. Холодно, но… ничего страшного.
Ранним утром еду в Пензу, поспав по дороге. Ехать не так долго.
Второй день посвящён Пензе и окрестностям. Окрестности – это река Сура выше «верхних» мостов. Несколькими годами раньше по тому мосту ездил и поезд Владивосток – Харьков (вероятно, самый длинный железнодорожный маршрут в нашей стране). А дорога Ряжск – Пенза была частью пути в Сибирь (в очень далёком прошлом).
Достопримечательности Пензы смотрим при хорошей погоде: второй день был жарким и солнечным.
Обратно ехал также в сидячем вагоне. На закате пересекли Цну; казалось, что поднявшаяся из-за дождей вода почти достигает моста…