Путешествие «Прощай, молодость»
(Астрахань – Саратов)

Здравствуйте. Недельное путешествие Астрахань – Саратов состоялось в августе 2018 года («активная» часть – 6 дней; сутки едем до Астрахани). Снаряжение (спальник, палатка) не используется. Предыдущие походы в те края были «общепринятыми», а сейчас… отметим 20-летие первого безснаряженческого похода.

«Прощай, молодость». Что ж название такое грустное?
А молодость действительно прошла. И – ещё до отъезда стало ясно: грандиозным и выдающимся поход не будет. «Немного не та» подготовка.

Переход к фотографиям:

Волга
Астрахань, Нариманов, Енотаевка
(1 – 2 дни)

Цимлянское водохранилище
Волгоградская часть
(3 – 5 дни)
Волгоград
Цимлянское водохранилище
Иловля – Кондраши
Петров Вал, Камышин

Саратов
Саратов
(день 6)

Дорога до Астрахани
В 2002 году курсировал пассажирский поезд. К настоящему времени он стал… скорым фирменным и дорогим (без существенного уменьшения времени в пути). Другие варианты? Поезд Москва – Махачкала. И быстрее, и намного дешевле, только… в Астрахани останавливается ночью.

Подвигаться (и подышать свежим воздухом) можно на станциях: Рязань, Ртищево, Саратов, Верхний Баскунчак. На участке Палласовка – Верхний Баскунчак пересекаем… границу с Казахстаном. «Строили дорогу, не предполагая, что общий дом разрушится». Пограничного контроля нет: поезд не делает остановок на территории Казахстана.

Активная часть

Астрахань стоит на островах. Дельта Волги начинается севернее: после Аксарайской переезжаем Ахтубу, Бузан и другие протоки Волги. «Когда приехали, спать не хотелось. Захотелось позже». Вернувшись на вокзал, дождусь утра.

Первая половина дня посвящена Астрахани. Затем едем в Нариманов. Астраханский автовокзал стоит около вокзала железнодорожного. «Ближние» (в том числе Наримановские) автобусы отравляются с пригородной автостанции, расположенной рядом.

«В прошлом проехал участок Нариманов – Енотаевка, теперь… надо бы пройти».

Выше Нариманова стоит плотина, показавшаяся ранее недостроенной. «Наверное, собирались очередное водохранилище создать». Ошибался! Плотина – вододелитель – предназначена для перераспределения Волжских вод. При необходимости (пример: слабый весенний паводок) она увеличивает уровень воды в Бузане, где нерестится рыба. Насколько известно, сейчас плотина не используется по назначению.

«Хороша дорога после Верхнелебяжьего». Казалось, что впереди – десятки «диких» километров, но… дорога кончилась. Стемнело. Можно лишь вернуться к Верхнелебяжьему (и продолжить путь по автодороге).

Но… от Верхнелебяжьего до Енотаевки – больше 90 километров по шоссе. Вряд ли приду вовремя (на 3 день). Потом ругал себя за то, что развернулся. «Недалеко – Замьяны» (где дорога приблизится к Волге).

Вернувшись на автостанцию Нариманова, понял: скоро рассветёт. «Волга рядом, увижу зарю». На первом проходящем автобусе едем в Енотаевку.

Енотаевский день состоит из «речной» и «степной» частей.
Первая – небольшой поход на реку (протоку) Енотаевку ниже села. За селом – 5-часовая остановка для сна и купания. «Что-то много в тенистом лесу муравьёв». Место, где их нет, хуже защищено от солнца.
Часть 2. Дорогу Енотаевка – Юста найти несложно: переходим шоссе Москва – Астрахань. Указатель даже есть!

Вечером повысилась влажность воздуха: ветер дул с Каспийского моря.

«Знаем, что Волгоград стоит на Волге. В 100 км от города (даже ближе) течёт другая река – судоходная и очень большая». Как она называется? «Если в Волгограде начинается Волго-Донской судоходный канал, логично предположить, что это Дон».

А ещё на Дону есть Цимлянское водохранилище. Третий день посвящён ему.

Волгоград встретил небольшим дождём с грозой. А окрестности Чира – абсолютно сухими дорогами.

Непосредственно на берегу водохранилища стоит станция Рычков (хутор Рычковский). Но: перед походом нужно купить питьевой воды. Продуктовые магазины Волгограда ещё закрыты. Едем до станции Чир (хутор Новомаксимовский). Из миллионного Волгограда туда едут лишь 3 пригородных поезда. Удивительно? Ещё не увидели участок Иловля – Петров Вал!

Не очень продолжительный, но замечательный поход по берегу Цимлянского водохранилища окончился на 278-м километре. Ранним вечером едет обратный поезд. Возвращаясь, хотел воспользоваться комнатой отдыха на вокзале: надо выспаться.
«Вернулся и… не повезло»: комнаты отдыха закрыты на ремонт. Расстроившись, через некоторое время уснул – сидя, в зале ожидания.

Четвёртый день посвящён Волгограду. Удивительно: никаких признаков недосыпания не было, двигался бодро.
Что делать дальше? Если бы комнаты отдыха работали, отправился на Волго-Донской канал (и вернулся следующим утром)…

«Наверное, ещё не все назначенные испытания пройдены». Поеду в Иловлю. А следующим утром будет электричка в Петров Вал.

Иловля – узел железных дорог. Приехал на закате. «Путь в Москву – не всегда главный»: гораздо чаще едут поезда в Саратов.

Дважды перейдём Иловлю (реку). Будет развилка шоссе. «С шумным расстаёмся, по тихому – идём».
Сначала двигался бодро. Луна светила; видны и огни поездов, едущих вдали. Позже… «бодрость ушла, скорость снизилась». Увидев Кондраши, обрадовался. «И шоссе приблизилось к платформе».

«Спать уже хочется». Лягу, оставив ступни на платформе. Это как? Да ноги в коленях согну, чтоб скамейку не пачкать. Платформа узка. Уши, привыкшие к тишине, находятся на уровне грохочущих колёс. «Уши закрою руками; ветром обдаст хорошо». Лучше… перед проходом поезда сесть!
Поезда едут довольно часто; есть и летние пассажирские (в Сочи, Новороссийск, на другие курорты).

…Наверное, при упоминании Волгограда все вспомнят Великую Отечественную войну и Сталинградскую битву. Мамаев Курган мы посетили. Железная дорога Волгоград – Казань (Волжская Рокада) тоже является памятником: построена в 1942 году.

Собираясь в окрестности Иловли, изучите расписание.
Утренняя электричка Волгоград – Петров Вал курсирует лишь 3 раза в неделю (!). По трём другим дням едет вечером. «Но в неделе семь дней». Да. В один из них пригородного движения нет вообще. Вероятно, ездят и автобусы. Куда и насколько часто – не понял.
Между тем: в 2007 году утренняя электричка была ежедневной. Курсировала электричка Петров Вал – Саратов (сейчас отменена).

Поздним утром подошла электричка. Следующая станция знакома: Бердия.

Петров Вал. Подъезжая, увидел вдали мост через Иловлю. Да, речка течёт рядом (и севернее будет течь). Но к ней уже не пойду: сил маловато.
Вскоре сажусь на Камышинский автобус. Камышин стоит на Волге, в стороне от Волжской Рокады. Почему? «Будете ехать – посмотрите, какие там холмы» (железную дорогу проложили по местам более ровным).

Предпоследний (Камышинский) день не слишком продуктивен. Сев на скамейку у водохранилища, ненадолго заснул. Но город посмотрел! Было и купание (подходящее место отыскать непросто; нашёлся пляж западнее моста). Наконец, ночью подъехал Саратовский автобус.

Последний день посвящён Саратову. После осмотра города… остались силы для подъёма на гору. Идём по улице Дружбы. «А горы как называются»? Лысогорский массив. «В окрестностях Саратова нет высоких хребтов, но есть Приволжская возвышенность».

Путешествие заканчивается, завтра буду дома.

Завершение
Прошло 2 месяца. И теперь кажется, что… слишком грустное название дал. «Молодость прошла, жизнь не кончилась».

«Отдыхать под открытым небом? Жаль, иногда нужны более комфортные условия». Что ж, сегодняшние ошибки учтём.

Путешествие вобрало в себя части четырёх давних походов:
Волгоград – Саратов
Волгоград – Суровикино, Ростов-на-Дону (лишь Ростов-на-Дону не посетили – слишком далеко)
Астрахань – Волгоград
Волгоградская область, р. Иловля, Саратов