Здравствуйте!
В июле 2004 года пройден поход Новосибирск – Омск (через Коченёво, Каргат, Барабинск, Куйбышев, Татарск, Калачинск, Кормиловку).
Протяжённость: 520 километров.
Продолжительность: 9 неполных дней (без проезда).
Природа
Степь с перелесками (Барабинская низменность). Деревья исключительно лиственные (в основном берёза). Под Омском встречаются распаханные участки степи. Встречается река Омь: после Куйбышева и на участке Калачинск – Кормиловка. Новосибирск и Омск стоят на великих реках (Обь и Иртыш).
Погодные условия
Неоднократно были дожди. Не редка и жара (до 30 – 35 градусов). Дожди шли утром или в первой половине дня («исключение из правила» – вечерний ливень в Коченёве). Жара, как правило, устанавливается после обеда.
Дорога Москва – Новосибирск
Едем на поезде Москва – Владивосток; путь займёт 2 дня и 3 ночи. Уезжаем ночью. На следующий день были крупные остановки: Кострома, Галич, Шарья, Киров, Балезино. На участке Киров – Балезино прошёл ливень.
На второй день проехали Екатеринбург, Тюмень, Ишим и Омск.
Под Новосибирском стояла пасмурная и прохладная погода. Приеду в 10 утра (разумеется, по местному времени; в Новосибирске и Омске оно на 3 часа больше, чем в Москве).
Новосибирск
Достопримечательности: Красный проспект, две церкви, часовня Святителя Николая (считается географическим центром России), река Обь и набережная. Новосибирск – город огромный (полтора миллиона жителей) и современный. Городу немногим более 100 лет, а миллионным он стал относительно недавно.
Участок подъезда: Новосибирск – Чик. Дело в том, что у Новосибирска есть «спутник» – город Обь (и дач возле города много). После Чика места становятся «дикими»; за посёлком увидим одноимённую речку.
Ранним вечером прошёл Коченёво (небольшой город, районный центр). После пришлось обратить внимание: погода ухудшается. Появилась огромная чёрная туча; её несёт сюда. Вскоре хлынул дождь, показавшийся сначала градом. Дорога покрылась огромными лужами.
Большую часть ливня переждал: неподалёку нашёлся железнодорожный мост через просёлочную дорогу.
После ливня появились другие «напасти». Во-первых, размытая дорога. Во-вторых, активизировались комары.
До ночёвки оставалось часа два; за это время земля практически не просохла. Оно и понятно: солнце уже скрылось, холодно, ветра нет. И всё-таки удалось найти не слишком мокрое место. Небо постепенно расчистилось; ночью видны звёзды.
Проснулся, едва начало светать. Небо чистое, а земля была по-прежнему холодной и сырой. Вскоре увидел дорогу, проходящую по насыпи Транссибирской магистрали, метрах в 10 от путей. За 4,5 часа удалось преодолеть 30 км. Но… через полтора часа после отправления опять начался дождь.
На пригородной платформе обратил внимание, что скоро будет электричка Новосибирск – Каргат. Дождь ещё не прекратился, и появилось желание объехать проблемный кусок. Тучи шли с севера на юг – причём довольно узкой полосой; мой путь лежит на запад.
Перед Каргатом дороги были сухими. Каргат – небольшой городок, районный центр. Стоит на одноимённой реке.
Тучи по небу ещё гуляли. Но дождей не было. Вечером остановился на хорошем, сухом месте; небо было звёздным.
Проснулся рано. Ни одной звезды уже не видно. Опять тучи принесло… Через 15 минут после отправления начался не слишком сильный дождь. Переждал в лесополосе (дождь был кратковременным).
Следующая ночёвка была незадолго до Барабинска. Ночь прошла спокойно, а утром заморосил дождь – через несколько минут после отправления. Вовремя, однако, просыпаюсь…
Барабинск – небольшой и тихий город. Недалеко от Барабинска, севернее, стоит Куйбышев (не Самара!). Куйбышев несколько крупнее, чем остальные транзитные города. Есть и промышленность, и современные постройки. Но окраины радуют тихими сельскими улочками. В Куйбышеве и после была река Омь (приток Иртыша).
А потом опять были степные просторы, дожди и ещё один объезд… Но «Коченёвских» ливней уже не было.
Западнее будет районный центр Татарск. Небольшой городок, где отходит железная дорога на Кулунду. Минут через 40 после Татарска прошёл дождь. Довольно сильный и… последний за этот поход.
На следующий день «расстанемся» с Новосибирской областью; первой остановкой в Омской области стал посёлок Ивановка. А вечером был небольшой город – районный центр Калачинск. На участке Калачинск – Кормиловка опять встречается река Омь (это её низовья).
Из небольших городов больше всего понравилась Кормиловка. А названия интересны: Калачинск, Кормиловка…
Незаметно… дело близится к Омску. Очередным вечером дойду до станции Густафьево. Это начало Омского участка подъезда (но поедем утром).
Омск
…Очень крупный город (более миллиона жителей), однако он значительно старше Новосибирска. После моего отъезда Омску исполнится 288 лет.
Город стоит на Иртыше. Широкая река! В Омске, рядом с речным вокзалом, в Иртыш впадает Омь.
Достопримечательности: центр Омска, церкви, Серафимо-Алексиевская часовня (самая старая в городе). Понравился «Омский Арбат», то есть Тарская улица (Тара – городок в северной части Омской области).
Уезжаем на следующий день.
Несмотря на трудности, уезжать не очень хотелось…
Между Ишимом и Тюменью погода начала портиться, пошёл дождь, сменившийся после Тюмени сильным ливнем. До Москвы ехать 45 часов; приезжаем ранним утром (даже ночью).
Примечание
Несколькими годами позже посетим ещё Татарск и Омск: Кулундинско-Омская часть путешествия «Сибирская Дорога – 2010».
А Новосибирск видели несколько раз.