Путешествие Котлас – Владивосток

 

Здравствуйте. Осенью 2014 года (сентябрь и начало октября) состоялось 4-недельное путешествие, включающее в себя самые разные уголки нашей Родины: Котлас – Владивосток.

Большую часть пути, разумеется, проехал: путешествие проходит через всю Россию, и расстояние немногим меньше, чем от Владивостока до Москвы. Сколько времени понадобится, чтобы пройти 10 тысяч километров пешком? Даже при наилучшей подготовке, благоприятных погодных и дорожных условиях – несколько месяцев. А ведь пешеходную дорогу до Владивостока никто не сделает, и климат Сибири зачастую суров…

Незадолго до конца путешествия случилась неприятность: в окрестностях Волочаевки украли палатку (оставленную на несколько часов). До происшествия немало прошёл с тяжёлым рюкзаком. Но часто, поставив палатку, уходил без груза – чтобы вернуться к палатке вечером.

Климат и природные условия разнообразны. Были и степи, и тайга; были равнины и горы.

 

Переход к фотографиям

Северная часть

1 – 2 дни. Окрестности Котласа, Северная Двина. Городок и река Луза, окрестности Лузы.

Кировско-Балезинская часть

3 – 4 дни. Город Киров. Поход Глазов – р. Чепца – Балезино

Уральская часть

5 – 7 дни. Города Пермь и Кунгур. Урал. Река Сылва выше Кунгура

Иркутско-Байкальская часть

10 – 16 дни. Поход Залари – Кутулик – Забитуй (и далее). Река Белая. Иркутск. Станция Глубокая и окрестности. Байкал. Слюдянка

Забайкальская часть

Дни 17 – 19. Реки Шилка и Куэнга (очень красивые!)

Байкало-Амурская магистраль (БАМ)

Дни 20 – 21. Тында и окрестности (река Тында, ближайшая часть БАМа). Посёлок Новый Ургал

Хабаровская часть

Дни 22 – 23. Волочаевка, река Тунгуска. Хабаровск, река Амур

Бикин, Уссурийск, Владивосток

От 24 дня до конца. Река Бикин и одноимённый городок. Уссурийск. Северные и южные окрестности Уссурийска, река Раздольная (до Барановского). Владивосток. Тихий океан

 

План путешествия

День

Содержание

1

Ядриха, Котлас, Северная Двина и окрестности

2

Переезд Заовражье – Луза (утром). Дальше: городок Луза и окрестности (294-й км, Верхнее Липово). Река Луза

3

Киров. Переезд в Глазов. Поход Глазов – Балезино

4

Поход Глазов – Балезино. Прибытие вечером

5

Пермь. Переезд в Кунгур. Окрестности Кунгура

6

Урал. Река Сылва

7

Река Сылва (утром) и осмотр Кунгура (днём). Отъезд в Залари (вечером)

8 и 9

Неактивная часть: еду в Залари

10

Приезд в Залари (ранним утром). Затем – отправление на юго-восток, в сторону Черемхова. Успел пройти: Залари – Кутулик (ночёвка – после Кутулика)

11

Продолжение пути на юго-восток. Окрестности Забитуя (на юго-восток и обратно)

12

Переезд Забитуй – Белая (утром). Дальше: река Белая

13

Переезд в Иркутск. Непродолжительный осмотр Иркутска. Переезд Иркутск – Глубокая. Окрестности Глубокой

14

Утро: окрестности Глубокой. Дальше: переезд Глубокая – Слюдянка. Слюдянка, Байкал и окрестности

15

Поход по берегу Байкала – до Мангутая и обратно

16

Возвращение в Слюдянку. Отъезд в Куэнгу (в первой половине дня)

17

Приезд в Куэнгу. Река Куэнга (до Шапки и обратно)

18

Река Шилка (как выше, так и ниже Куэнги)

19

Утром: река Шилка. Дальше: отъезд в Тынду, куда прибуду следующим утром

20

Город Тында и одноимённая река. Близлежащая часть БАМа (западнее). Вечером – отъезд в Новый Ургал

21

Новый Ургал. Из-за лесных пожаров пришлось уехать этим же вечером

22

Окрестности Волочаевки. Река Тунгуска

23

Город Хабаровск. Река Амур

24

Уссурийск и его северные окрестности

25

Река Бикин и одноимённый город

26

Уссурийск – Барановский. Река Раздольная. Вечером – Владивосток (от Барановского едем на электричке)

27

Осмотр Владивостока. Тихий океан

28

Утром – выезд из Владивостока в аэропорт. Вылет из Владивостока в Москву (днём). Вечером был дома

 

Вступление

…С годами всё острее чувствовалось: в прошлом я брал себя в руки нечасто. После «Сибирской дороги» 2010 года казалось, что не будет второго подобного путешествия. А ведь можно было достичь гораздо большего.

Но в 2014 году неожиданно появилась возможность. Кстати, 10 годами раньше были походы в Краснодарский край, в Западную Сибирь (Новосибирск – Омск) и на Полярный Урал (Хорота – Лабытнанги).

А сейчас мы увидим: вместо Западной Сибири – степи Иркутской области и окрестности Куэнги. Север представлен Северной Двиной, окрестностями Котласа и Лузы. Был и Урал – только не Полярный, а намного южнее. Ну, а вместо Краснодарского края – юг края Приморского: Владивосток стоит на той же широте, что и город Сочи. Да, зимы во Владивостоке холоднее, чем в курортных районах Краснодарского края; но осень приходит позже, чем в Подмосковье.

 

Были и другие идеи.

Первоначальным вариантом было путешествие Санкт-Петербург – Владивосток. Но для него нужен не 1 месяц свободного времени, а минимум полтора. Слишком велики и денежные затраты. Особенно дорогим оказался участок Киров – Санкт-Петербург: во многих местах нет пригородных поездов; в поездах дальнего следования отсутствуют сидячие и общие вагоны. Пришлось отказаться.

 

Следующий вариант: с Полярного Урала во Владивосток. Начать путешествие в Воркуте или окрестностях – западнее краёв, посещённых в 2004-м. Да: в Сибири бывал неоднократно, а тундру видел лишь однажды… Денежные затраты не очень велики, но проект плохо вписывается во временные рамки: нужно хотя бы 5 недель.

 

Так сформировался окончательный вариант: Котлас – Владивосток.

Города Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск знакомы: в каждом побывал минимум дважды. Знакомы и их окрестности, и многие небольшие города, стоящие на Транссибирской магистрали. Знакомые районы решил проехать – чтобы уделить больше внимания краям незнакомым.

В первой половине сентября железнодорожные билеты дешевле, чем летом; свободных мест в поездах много. Чтобы уменьшить денежные затраты, в поездах дальнего следования ездим только на большие расстояния. Большое количество мелких переездов сделало бы путешествие значительно более дорогим. В поезде есть сидячий или общий вагон? Им надо воспользоваться.

Обратно летел на самолёте. Билет покупал задолго до выезда. Перелёт обошёлся лишь чуть-чуть дороже, чем билет в плацкартный вагон (на обычный поезд, а не «Россию»).

 

Основная часть

 

До «активной» части

…Если точнее, путешествие начинается не в Котласе, а в Ядрихе (окрестности Котласа).

Как дешевле добраться до Ядрихи? Днём отправляется пассажирский поезд Москва – Воркута; есть сидячий вагон. Приедем утром. По пути можно подышать свежим воздухом: в Ярославле, Данилове, Вологде и Сухоне.

Кстати, в Ярославль и Данилов вслед за Воркутинским прибывает поезд Москва – Чита (после Данилова пути расходятся). Позже доехал на нём от Кунгура до Иркутской области. Из Новосибирска перед Читинским отправляется поезд Новосибирск – Тында – Нерюнгри. Едем и на нём – причём дважды: Слюдянка – Куэнга – Тында.

 

Перейти к фотографиям: Северная часть

 

Первый день активной части

Ядриха – станция перед Котласом, на другом берегу Северной Двины. Проезжая много лет назад, видел автодорожный мост через Северную Двину (построенный не так давно). По нему и перейдём реку. Посмотрев Котлас, идём на юг; участков подъезда нет. Отойдя от станции Заовражье, поставил палатку. Оставшаяся часть дня посвящена окрестностям Котласа.

 

Второй день

Утром был туман. Собрав палатку, вышел на станцию (Заовражье), где позже остановится пригородный поезд. Едем до Лузы. По пути была станция с интересным и красивым названием: Савватия. Да, ещё есть Христофорово (из Лузы ездит рельсовый автобус).

 

Палатку не ставил: в Киров поеду поздним вечером. Ходил на юг; перед 294-м километром тропа кончается. Затем – до Верхнего Липова и обратно. И по другой дороге от переезда. Посмотрел реку (Лузу) и городок.

Поезд Луза – Киров в своём роде удивителен. Поезд пригородный, но едет ночью и состоит из плацкартных вагонов. Некоторые вагоны – «общие» (билеты без указания мест), другие – «плацкартные» (билеты с местами; можно взять и постельное бельё). Я воспользовался «плацкартным» (он лишь немного дороже). Ехать около 8 часов, и на верхней полке хорошо выспался.

 

Перейти к фотографиям: Кировско-Балезинская часть

 

Третий день

Утром, перед Кировом, переехали Вятку, которая не видна из-за тумана. Первая половина дня посвящена городу. Посмотрим Киров, реку Вятку. Затем – на электричку Киров – Глазов. Ехать долго – ведь расстояние совсем не мало.

Не так давно ездили электропоезда Киров – Балезино. А сейчас на участке Глазов – Балезино нет электричек и пригородных поездов. Правда, регулярно курсируют автобусы.

Приехав, посмотрел Глазов. За оставшуюся часть дня отошёл от города по берегу Чепцы. Заночевал около озера (карьера).

 

Четвёртый день

Отправился позже запланированного – утром шёл дождь. Не сильный, но нужно дождаться, когда дождь кончится, а ветер высушит палатку. Дороги были почти сухими. Шёл и южнее железной дороги, и севернее; в конце было местное шоссе.

Когда пришёл в Балезино, уже темнело. Электричка в Пермь будет ночью, ближе к утру. Удивительно, но спать не хотелось; исключением был лишь последний час ожидания.

 

Фотографии: Уральская часть

 

Пятый день

Поздним утром электричка привезла в Пермь (время отличается от московского на 2 часа). Посмотрим Пермь, реку Каму. Затем – переезд в Кунгур (на электричке) и покупка билета Кунгур – Залари.

До наступления темноты отошёл от Кунгура, поставил палатку в лесу.

 

День шестой

Понимая, что днём палатку могут обнаружить (рядом деревня), собрал и установил её дальше, в безопасном месте. Затем – на восток (точнее, юго-восток). Транссибирская магистраль проходит по берегу Сылвы. Раньше видел замечательный край из окна поезда; сегодня же увидел, пройдя до 1552-го километра и обратно. Сылва и Урал очень красивы, а дни были тёплыми, как будто июль…

 

Седьмой день

Собрав палатку, вернулся в Кунгур. Оставшаяся часть дня посвящена городу. В Кунгуре много достопримечательностей; есть и церкви, и старинные здания. Город очень понравился.

Затем – на вокзал, где остановится поезд Москва – Чита. Два дня и три ночи буду ехать. Перед сном можно выйти на свежий воздух: в Екатеринбурге стоим долго.

 

8 – 9 дни

Еду в Залари. Погулять можно в Ишиме, Омске, Барабинске и Новосибирске. А днём позже – в Красноярске и Иланской.

 

Перейти к фотографиям: Иркутско-Байкальская часть

 

10 день

Ранним утром (почти ночью) приехал в Залари. Было темно и холодно; немного посижу в зале ожидания, затем отправлюсь. Чуть-чуть прошёл по шоссе; затем появилась дорога. Позже переобулся в резиновые сапоги: лесная дорога изобилует слякотью, и сапоги порой проваливались сантиметров на 15.

Природа красива. А ещё можно (и нужно) порадоваться за родную страну: в средней части Транссибирской магистрали используются электровозы ВЛ85. Это отечественный электровоз, выпускавшийся с середины 1980-х годов по начало 90-х. В годы выпуска электровоз был самым мощным в мире: свыше 10 мегаватт (10 000 киловатт). Одним из мощнейших он остаётся и сегодня. Насколько известно, ВЛ85 – не только мощнейший, но и очень надёжный электровоз. Срок его службы – десятки лет. За это время он проедет по нелёгким путям Сибири многие миллионы километров.

 

…Ближе к Кутулику дорога стала хорошей, сухой. А на посёлок ушло много времени: устал. Стоило остановиться до Кутулика; но, недооценив размеры посёлка, решил пройти. Когда Кутулик остался позади, выбирать место не пришлось: скоро стемнеет. Остановился в перелеске около Транссибирской магистрали – больше лесов нет.

 

День 11

Собрав палатку, отправился. Довольно скоро, до Забитуя, поставлю её снова. И продолжу путь на юго-восток, пройду Забитуй. В нескольких километрах после шоссе грунтовая дорога заканчивается, и я развернулся.

 

12 день

Утром выхожу на станцию (Забитуй). Позже будет электричка Зима – Иркутск; еду до Белой. Посёлок называется Тайтурка, а станция – так же, как река.

Окрестности Белой не очень подходят для ночёвки в палатке: лесов мало. Точнее, от Белой до Мальты их нет вообще. Пришлось поставить палатку в степи, не доходя до деревни. Небезопасное решение, но других вариантов нет.

Дальше идём по берегу Белой реки. Возвращался более коротким путём. Белая река красива, но близость городов (Иркутск, Усолье-Сибирское, Черемхово) сказывается: много мусора. За автодорожным мостом, кроме того, пасутся коровы.

 

13 день

Посмотрев на рассвет, выхожу на станцию, чтобы доехать до Иркутска. На вокзале Иркутска увидел что-то малоприятное: электричка до Слюдянки будет (даже 2), но… слишком поздно. Отойти и поставить палатку не смогу – стемнеет. Зато раньше будет электричка до Глубокой. Ничего не зная про станцию, решил ехать туда, а на следующий день – из Глубокой в Слюдянку.

Иркутск и его окрестности хорошо знакомы: посетил 4 года назад. Поэтому осмотр был кратким. Затем поехал в Глубокую. За окном – красота: после Иркутска местность становится горной. Ещё была… платформа Смоленщина (в нескольких тысячах километров от Смоленска).

 

Глубокая – небольшая станция в тайге, среди гор. Насколько понял, это Приморский хребет (в Слюдянке – хребет Хамар-Дабан). Места казались совсем глухими. Но, отойдя от станции, увидел шоссе. Прошёл по нему, но немного: движение интенсивное. Шоссе, идущее по горам, изобилует крутыми спусками и подъёмами, которые грузовики преодолевают со скоростью 10 – 15 км/час (чуть быстрее пешехода)… Была и другие окрестности Глубокой: лесная дорога, старое шоссе…

 

14 день

Утро посвящено окрестностям Глубокой. Затем – на станцию, где остановится электричка Иркутск – Слюдянка. Байкал виден задолго до Слюдянки; железная дорога спускается с гор. В вагоне много других туристов: Байкал и горы любят все. Приехав, купил билеты Слюдянка – Куэнга и Куэнга – Тында.

Посмотрев Байкал и Слюдянку, поднимусь на гору (по тропе, отходящей от шоссе) и поставлю палатку. Оставшуюся часть дня ходил без груза: немного на восток – до Сухого Ручья. И в противоположном направлении – по берегу Байкала (не доходя до станции Слюдянка-2).

 

15 день

Погода была не такой хорошей, как вчера. Сегодня пойдём на Байкал, на восток. Транссибирская магистраль идёт по берегу. Дороги, как правило, есть, но иногда приходилось идти по железнодорожной насыпи. Где разворачиваемся? Недалеко от платформы Мангутай. За полтора часа до возвращения начался дождь, продолжавшийся, наверное, до полуночи. Часть обратного пути прошёл по шоссе – малоприятному, но позволившему раньше прийти и меньше намокнуть.

 

16 день

Дождя не было. Солнечно, да холодно.

…Палатка уже стара. И полностью защитить от сильного дождя не может: к утру образовалась лужица из дождевой воды, подмок спальник и некоторые другие вещи. Просушить не удалось: пора идти на станцию и ехать в Куэнгу.

Позже подъехал поезд Новосибирск – Тында – Нерюнгри (в расписаниях – Новосибирск – Нерюнгри, но часть вагонов едет до Тынды). Сначала неторопливо ехали по берегу Байкала. Позже переехали Селенгу, добрались до города Улан-Удэ (можно немного погулять). Эти края знакомы. А позже было… Заиграево. Интересное название! Кстати, Игра тоже есть: посёлок в Удмуртии, севернее Ижевска.

 

Фотографии: Забайкальская часть

 

17 день

Когда проснулся, за окном была река. Это Ингода. Восточнее Ингода сливается с рекой Онон, и образуется Шилка.

Позже поезд остановился в Куэнге. Станция – Куэнга, а село – Дунаево. Нужно отойти, поставить палатку и просушить вещи. Найти подходящее место непросто: лесов мало, местность степная… Потом увидел маленький овраг.

Вещи высохли, можно идти на Куэнгу (реку). Природа очень красива. Зашёл в посёлок Верхняя Куэнга (реку переходим по «верхнему» мосту). Часть похода проходила в стороне от реки, по бездорожью. Платформа с интересным названием – Шапка – стала конечной. Выйдя вскоре к реке, был приятно удивлён красотой Куэнги. И подумал, что Шапку можно переименовать в Корону…

Но ушёл далековато. Стемнело до возвращения к палатке. Страшно не было: чувствовал, что палатку найду. Только в Нижней Куэнге нужно перейти ручей… Позже «проскочил» нужный овраг и развернулся, лишь увидев огни Дунаева. Вскоре показались знакомые деревья.

Но, засыпая, вспоминал не обратный путь в темноте, а благородную красоту Куэнги.

 

18 день

Утром перенёс палатку в более безопасное место (берег Шилки). Затем отправляемся вверх по течению Шилки – по берегу реки и по горам. Но рядом проходит Транссибирская магистраль, и поездов много.

Поэтому позже направился на восток. В Дунаеве начинается железнодорожная ветка Куэнга – Сретенск. Поезда ездят очень редко; за время похода не было ничего. Вокруг – красота: горы, река Шилка.

На другом берегу Шилки (южнее): Борщовочный хребет. На северном (левом) берегу – Шилкинский хребет. Его границы не совсем понятны: некоторые источники сообщают, что Шилкинский хребет начинается за устьем Куэнги. Но, скорее всего, им являются и горы западнее Дунаева.

Вернулся сегодня вовремя. В 100 метрах (даже ближе) проходит Транссибирская магистраль. Несмотря на шум поездов, ночёвка была очень приятной: место ровное, камней нет.

 

19 день

…Окрестности Куэнги – одна из самых интересных частей путешествия. Остались очень яркие воспоминания.

 

Утром, собрав палатку, гулял по берегу Шилки. Затем – на поезд Новосибирск – Нерюнгри. До Чернышевска была степь; дальше она постепенно сменяется тайгой.

 

Фотографии: Байкало-Амурская магистраль (БАМ)

 

20 день

Проснулся перед Тындой. За окном периодически появляется река: тоже Тында. Затем приехали.

День посвящён окрестностям Тынды. Сначала – река Тында. Переходим её и – вниз по течению. Разворачиваемся за другим пешеходным мостом. Затем посмотрим город, пройдём по улице со «столичным» названием Красная Пресня. И, конечно, уделим внимание близлежащей части БАМа (западнее Тынды). Она, кстати, знакома: много лет назад было путешествие на БАМ.

Вечером отправляется мой поезд. Пассажиров в общем вагоне много. Но через 3 часа будет Дипкун, где вышло не меньше половины пассажиров. Ещё, судя по разговорам, многие выходят в Верхнезейске.

 

21 день

Утром поезд подъезжал к Февральску. Перед Февральском переехали Селемджу (реку), а после – Быссу. Пассажиров мало: не более 10 – 15 человек. Большая часть дня прошла в дороге.

За 2 – 3 часа до Нового Ургала в вагоне стал чувствоваться запах дыма. От тепловоза? Но почему же запаха не было раньше?

Нет, всё значительно хуже. Лёгкий дым, висящий над тайгой, я сначала принял за туман. Лишь перед Новым Ургалом, когда переехали Бурею, стало ясно: лесные пожары. Одно из «огненных мест» – левый (восточный) берег Буреи в нескольких километрах от моста…

Что делать? Принял не лучшее решение – уехать этим же вечером. Поскольку «БАМовская» часть путешествия сократилась, решил выделить 1 день на окрестности Волочаевки. Второй высвободившийся день добавляется к Владивостокской части (общая продолжительность путешествия сохранена). Купил билеты Новый Ургал – Волочаевка и Хабаровск – Уссурийск.

Почему решение было неверным? Лесные пожары имели небольшую площадь; «крупномасштабного» задымления не было, и в посёлке совсем не ощущался запах дыма. «Огненные места» имелись лишь западнее и южнее; севернее и восточнее – до самого горизонта – нет ни одного намёка на огонь.

И знал, что завтра придут дожди и похолодание. В общем, опасность была преувеличена.

 

Активная часть совсем невелика: погулял по Новому Ургалу.

 

Вечером – задолго до того, как стемнеет – ехал в общем вагоне поезда Чегдомын – Хабаровск. Когда отъехали от Нового Ургала, увидел горящий торфяник; ещё один встретился через 40 – 50 километров. Да, горели именно торфяники.

Рядом шла местная автодорога. Машин практически нет – как бы хорошо было по ней пройти! С другой стороны, западнее, можно увидеть Бурею (реку). Потом стемнело. Спать не хотелось, и некоторое время смотрел в окно. Поезд ехал неторопливо, а населённых пунктов почти нет. Железная дорога извилиста, и часто видна тайга, освещённая прожектором тепловоза…

 

Фотографии: Хабаровская часть

 

22 день

Утром поезд резво ехал по Транссибирской магистрали, а позже остановился в Волочаевке. «Новый Ургал встретил огнём, а Волочаевка – дождём». Ещё не знал, что ждут испытания посерьёзнее: именно в окрестностях Волочаевки украли палатку.

 

Отойдя от Волочаевки, достал палатку, но… что-то подсказывает: место небезопасное, палатку могут заметить. Быстро собрав вещи, отошёл дальше. Жаль, лесов мало: места преимущественно открытые. Установив палатку, немного посидел, поскольку начался дождь. Переобулся в резиновые сапоги. Запомнил деревья, где нужно повернуть. И отправился – даже не предполагая, что сейчас видел палатку в последний раз…

Вскоре начался ливень, закончившийся лишь через полтора часа. Шёл по обочине шоссе, затем повернул на Волочаевку-2. После: Даниловка. На окраине Даниловки увидел «канаву» – на деле это небольшая протока Тунгуски. Издалека виден и громадный мост через Тунгуску. Надеялся, что скоро увижу реку.

Но всю Тунгуску увидим позже. А после Даниловки видел одну из проток. Она почему-то напомнила среднюю часть Клязьмы.

 

…Развернувшись и дойдя до переезда, свернул на дорогу, проходящую западнее дороги железной. Дорога ведёт к турбазе; перед ней поворачиваем и попадаем на берег Тунгуски. Ширина реки: 400 – 500 метров (если не больше).

А дело уже близится к вечеру.

…Не рассчитав время, вернулся слишком поздно. И в Волочаевке не смог найти нужную дорогу. Освещения почти нет, часовня не видна, да и дождь опять начался. Покружив по Волочаевке, понял, что до утра проблему не решить. Вышел на станцию. Вокзал на ночь закрывают; буду ждать на улице и двигаться, чтобы не замёрзнуть.

Но на улице ночевать не пришлось. Через полтора часа добрые люди (работники станции) открыли зал ожидания. Спасибо вам большое!

До утра посидел (и поспал).

 

23 день

Утром отправился; дорога нашлась сразу. Рассвет красив, и я не сомневался, что скоро соберу палатку и поеду в Хабаровск.

Дойдя до нужного места, отхожу от дороги и… что же такое? Палатку не видать. Перепутал место? Нет, вчера останавливался именно здесь. Пройду ещё метров сто, поищу. А палатки всё нет.

…Поиски были долгими (больше двух часов) и безрезультатными. Не мог поверить, что палатку украли. Ведь дорога труднопроходима (из-за дождей); без хороших резиновых сапог пройти невозможно.

Всё, пора идти на станцию. Может быть, я частично потерял память? На обратном пути зашёл туда, где сначала хотел установить палатку. Конечно, ничего не было.

 

…Ехать до Хабаровска недолго; перед городом – длинный мост через Амур. Оставшаяся часть дня посвящена Хабаровску.

Через 2 – 3 часа стало легче, неприятное происшествие начало забываться. А ущерб не так велик, как может показаться. Палатке больше 14 лет; она сильно изношена, и в следующее подобное путешествие не смог бы её взять. Спальник? Он на несколько месяцев «старше» палатки и тоже сильно изношен.

Ещё утрачены кроссовки. Но и они изношены на 70%. Пропал ежедневник; помимо ценной информации, в нём была часть денег (вдруг что-то случится во время однодневного выхода). Но денег было немного; несмотря на потерю и возникшие дополнительные затраты, домой вернулся с большой суммой. Проехав несколько раз в плацкартном вагоне вместо сидячего или общего, потратил бы намного больше.

Да, по хорошей дороге (и по городской улице) в кроссовках идти лучше, чем в резиновых сапогах. Но позже были и влажные места, где сапогам сказал «спасибо».

Всё наиболее ценное – фотоаппарат, паспорт, билеты, телефон, основная сумма денег – было при мне и не пострадало.

 

…День был тёплым и солнечным, а по широкому Амуру плыли корабли.

 

Фотографии: Бикин, Уссурийск, Владивосток

 

24 день посвящён северным окрестностям Уссурийска и городу. Приехав, сразу купил билеты в Бикин и обратно. Они обошлись всего в 1000 (одну тысячу) рублей. «И Бикин посмотрю, и посплю, пока еду».

…А осень пришла сюда недавно. Мы же не в Подмосковье, а намного южнее. Лиственные деревья были (в большинстве своём) зелёными, и лишь некоторые начали желтеть. Цвёл и цикорий – хотя видно, что скоро отцветёт. Окрестности Уссурийска напоминали Крым – особенно в первой половине дня, пока погода была солнечной и тёплой.

Во второй половине дня похолодало, но я уже в городе. Уссурийск очень понравился. Вечером будет поезд Владивосток – Советская Гавань (единственный, в котором есть общий вагон).

 

День 25

Ночью поезд остановился в Бикине. До утра посижу (и подремлю) в зале ожидания. На рассвете отправился. Было холодно, но вскоре воздух прогрелся. Бикин – большая и красивая река. А вокруг – красивые горы (возможно, начало Сихотэ-Алиня), луга и леса. Красив и городок Бикин.

Обратный поезд проходит поздним вечером. Общий вагон был полупустым, и выспался хорошо.

 

День 26

Ранним утром, как и раньше, приехал в Уссурийск. Температура воздуха близка к 0, но тёплой погоды не жду: отправился, когда рассвело.

 

Позже появилась река с красивым названием: Раздольная. Река и окрестности очень красивы.

На большом протяжении были дороги, но по Транссибирской магистрали шёл тоже. Перед Барановским некоторое время не было поездов; в 10 метрах от путей встретил птицу и молодого бурундука. А в Барановском – живность домашняя: на станции прибежала кошка. Словно знала о недавних неприятностях и решила поддержать…

Погуляв по окрестностям Барановского, поехал во Владивосток (на электричке). Приехав и посмотрев на вечерний Тихий океан, воспользуемся комнатой отдыха на вокзале.

 

27 день посвящён Владивостоку и Тихому океану. Прошёл по Светланской улице, по мосту через океан (точнее, через бухту Золотой Рог). Во Владивостоке есть и второй подобный мост: он ведёт на остров Русский. Погода не очень радовала: дождь продолжался – с небольшими перерывами – полтора дня.

А путешествие уже подошло к концу.

 

Следующим утром (28 день) электричка отвезёт в аэропорт. Дождь не прекращался. Мой самолёт вылетает днём. Лететь 9 часов; во второй половине дня приземлились в Москве, и вскоре я был дома.

 

Что ещё хочу сказать…

Про окрестности Волочаевки сказано.

Будьте осторожны в Перми: были противоправные действия контролёров общественного транспорта (трамвай). Пострадал не я, а другие пассажиры. Но крайне неприятный осадок остался.

 

Что можно было сделать для улучшения путешествия?

Выбранный вариант тяги (палатка и 1-дневные выходы без груза) казался хорошим. «Палатка нужна, чтобы хорошо отдыхать. Безснаряженческая тяга – чтобы хорошо идти».

В действительности он не так хорош. Стоило задуматься: в Сибири далеко не везде тайга, и в населённой степной местности палатку спрятать трудно. «Волочаевское происшествие» – в первую очередь результат моих ошибок. Более того: «оно» могло случиться и раньше – в Иркутской области, под Куэнгой…

 

Изначально рассматривалась другая схема: взять только спальник (без палатки). Логичный вопрос: что делать, если ночью дождь?.. Идти. При благоприятных условиях двигаюсь в привычном режиме, с утра до вечера. А при неблагоприятных – до утра или до улучшения погоды… В мае было путешествие Владимир – Нижний Новгород – Муром. Ночью не шёл (и не собирался): нужно «оценить» расход сил и понять, возможно ли длительное движение, если в рюкзаке спальник и необходимая одежда?

Нет, вариант не подходит. Одно дело – непродолжительный поход: когда в рюкзаке только спальник и коврик, идти легко. В длительном же путешествии нужны многие вещи: обувь, тёплая одежда и прочее. Рюкзак тяжелеет, и двигаться в «круглосуточном» режиме уже нельзя…

 

Прошлые путешествия (2010 и 2009 годы) использовали «чистую» безснаряженческую тягу: палатку и спальник не брал, масса рюкзака минимальна. Преимущества безснаряженческой тяги бесспорны: она позволяет преодолевать большие расстояния при малых затратах сил; позволяет идти даже при очень тяжёлых и неблагоприятных условиях. Но её лучше использовать летом, при длинном световом дне и преимущественно тёплой погоде. Осенью (и даже зимой) – тоже можно, но…

Во-первых, из-за большего количества переездов значительно увеличились бы денежные затраты.

Второй серьёзной проблемой стала подходящая обувь. У автора нестандартный – весьма большой – размер ноги. Для безснаряженческого дальнего похода нужны кроссовки с хорошей подошвой (толстой и упругой). Сложилось впечатление, что делать их разучились. Раньше без особых проблем покупал отечественную обувь, долговечную и идеально подходящую для походов. Многое из того, что продаётся сейчас – верный способ испортить ноги: в резиновых сапогах идти гораздо лучше, чем в кроссовках с тонкой подошвой.

Наиболее подходящая обувь была тёплой (осенне-зимней). Но и в ней можно пройти (без длительных перерывов) лишь 50 – 60 километров. Обуви, позволяющей отправиться в поход Строгино – Морозки – Софрино, просто не было. Поэтому путешествие назначено на осень, а от «чистой» безснаряженческой тяги отказался.

 

Завершение

«Волочаевская неприятность» не помешала путешествию стать Событием с большой буквы. Да: несмотря на неё, путешествие состоялось, оставило очень тёплые воспоминания. Можно вспомнить, что и предыдущий 4-недельный поход пройден вопреки обстоятельствам. Прошли годы, пока идея стала состоявшимся путешествием.

Удалось пройти 750 – 800 километров. Да, «Сибирская Дорога» 2010 года значительно длиннее. Но сегодняшнее путешествие принесло не меньше впечатлений; оно больше ориентировано на дикую природу.

 

Может быть, через много лет состоится аналогичное (и ещё более хорошее) путешествие.

 

 

На главную страницу