Казахстан и Южный Урал
Петропавловск – озеро Балхаш – Оренбург

Здравствуйте. Путешествие состоялось в августе 2017 года.

…Почти все наши походы связаны с Россией. Однако лучшие годы детства (1986 – 1992) автор провёл в Казахстане. Мама ездила в командировки. Тогда Казахстан был Казахской ССР со столицей в Алма-Ате; будущая столица (Астана) называлась Целиноградом.
После развала Советского Союза мамины командировки прекратились. В конце 1992 года мы вернулись в Москву. Но с возрастом всё чаще стали вспоминаться берега Балхаша и пустыня, совсем не похожая на Подмосковье.

За несколько лет те края (окрестности Сары-Шагана и Приозёрск) стали Второй Родиной. Приозёрск раньше был закрытым городком. А сейчас? Перед путешествием нашёл несколько рассказов, говорящих недвусмысленно: въезд в Приозёрск свободен.
В давние времена мы, как правило, добирались самолётом. Но были исключения из правила. Прицепной вагон курсировал с поездом Москва – Караганда. Посмотрели Караганду: вагон стоял несколько часов (к следующему поезду его прицепят вечером).

Переход к фотографиям:
Бетпак-Дала
Казахстан
Петропавловск, Астана, озеро Балхаш, поход Дария – Жарык

река Сакмара
Южный Урал
Челябинск, Кувандык, Оренбург

Дружинино. Вечер
Фотографии, сделанные по дороге:
Дружинино, Волга, Сызрань

Структура путешествия (по дням):
1 день и 2 ночи едем от Москвы до Петропавловска
2: Петропавловск
3: поход Сары-Шаган – Приозёрск – 511-й километр – Сары-Шаган
4: поход Дария – Жарык
5: Астана (столица Казахстана)
6: Челябинск
7: окрестности Кувандыка. Оренбург
8: едем домой из Оренбурга

Берег Балхаша (Сары-Шаган, Приозёрск) – самая дальняя точка путешествия. Затем двигаемся к дому (но не сразу).

Дорога в Петропавловск
Петропавловский поезд отправляется с Казанского вокзала. Путь от Жуковского до Москвы оказался долгим: электричка опоздала. Своё место занял лишь за 15 минут до отправления поезда.
На следующий день переехали Вятку и Каму; поздним вечером проехали Екатеринбург.
Незадолго до Петропавловска пересекаем государственную границу. В Петухове стояли долго. Станция жила своей жизнью: были и пассажирские поезда, и электричка, и большое количество грузовых.

Петропавловск
Природа за окном напоминала давно пройденный поход Новосибирск – Омск. Петропавловск – та же Западная Сибирь. Перед городом переехали Ишим (в Казахстане река называется по-другому: Есиль, Есiл). Под мостом проплывал буксир с баржей. Да… когда-то казалось, что Ишим невелик.

Пяти с половиной часов хватило, чтобы посмотреть Петропавловск и (немного) Ишим.

От Москвы до Петропавловска ехали на восток. А потом – на юг.
Ранним вечером отправился поезд Петропавловск – Кзыл-Орда (Петропавл – Кызылорда). За Петропавловском были равнины. Ближе к Кокчетаву (Кокшетау) появились холмы и невысокие горы – Казахский мелкосопочник. Эта часть Казахского мелкосопочника имеет собственное название: Кокчетавская возвышенность. После Кокчетава горы постепенно растворились в темноте.

Утром 3-го дня проехали Агадырь (Акадыр). Знакомые места!
…По словам других пассажиров, ожидалась сильная жара: в Караганде +42, в южных областях Казахстана – до +45. Перед Сары-Шаганом табло в вагоне сообщало, что за бортом «всего» +38.

Поход Сары-Шаган – Приозёрск – 511-й километр – Сары-Шаган

Приехали в Сары-Шаган. Здравствуй, Вторая Родина!
А жара казалась не очень сильной. Днём дул прохладный ветер с озера.
Вскоре начнётся пустыня Бетпак-Дала (Голодная степь). Иду в Приозёрск. Сначала на юг, затем – на восток; городок виден издалека.

Пройдя по Приозёрску, вспомню детство…
Гостиница «Россия». Здание, где раньше был междугородний телефон и телеграф. Сколько раз посещали его, чтобы позвонить или отправить телеграмму родным! Тогда не было Интернета и мобильных телефонов. Зато обыкновенные письма отправляли регулярно.

«Шёл из Сары-Шагана – посмотрел город. Обратно пойду – озеро посмотрю». Балхаш – озеро огромное и удивительное: в западной части вода пресная, в восточной – солёная. Приозёрск и Сары-Шаган стоят у пресной воды.
За городом озеро увидеть не удалось. Чуть-чуть жаль. Несмотря на жаркий и сухой климат, у Балхаша встречаются сырые места (подчеркну: около озера).

Через Сары-Шаган проходит шоссе, соединяющее Алма-Ату с центральными и северными областями Казахстана. Когда вышел на него, стемнело. Шоссе было довольно шумным. Ночью оно «успокоилось», но всё-таки немного утомляло. Но… поезд будет ранним утром, а усталость мала. Расстояние, пройденное при свете солнца, соответствует средним однодневным походам.
От 511-го километра возвращаюсь в Сары-Шаган. Полная луна светила ярко, и безоблачное небо украшали звёзды. Ночь тепла (градусов 25).

В Сары-Шагане останавливаются все пассажирские поезда; вокзал открыт круглосуточно.

Дария – Жарык (день 4)

…Немного воспоминаний. В конце 1992 года возвращались поездом (последний «Казахский» год моего детства). Снежная и пасмурная зима не мешала увидеть красоту гор и холмов.

Планируя сегодняшнее путешествие, не сразу вспомнил, где видел горы. Проезжали их днём, до Караганды. На участке Сары-Шаган – Агадырь гор вроде бы не было, а севернее… Жарык!

Ещё ближе к Караганде стоит посёлок Дария (Дарья). Красивое название!
Идём на юг. Но сначала посмотрим посёлок и купим питьевой воды (в жару она расходуется быстро). Продуктовый магазин нашёлся в северной части посёлка.

«Зимой не сразу отличишь степь от пустыни. Летом – другое дело». Вокруг цвели цветы. Встречались кусты и перелески, а травы часто имели насыщенный зелёный цвет. Вокруг видны холмы и горы (Казахский мелкосопочник).

Прекрасным вечером увидел посёлок, названный именем писателя Сакена Сейфуллина (Жарык – это станция).
После полуночи поеду в Астану. А ночь прохладнее, чем в Сары-Шагане; дул ветер с гор.

День 5. Столица Казахстана – Астана. В Советские времена – Целиноград

«Раньше не видели, только проезжали» (ночью либо ранним утром).
Сегодня познакомимся с красивым и солнечным городом. Посмотрим Астану, погуляем по набережной широкого Ишима.

Во второй половине дня сажусь на поезд Алма-Ата – Петропавловск. Поспав, увидел горы севернее Щучинска (станция Курорт-Боровое).
Перед Петропавловском была кромешная тьма за окном. Лишь однажды её «нарушили» огни поезда, стоящего на разъезде. Приехали незадолго до полуночи.

В Петропавловске прошёл небольшой дождь. «Природа плакала, не понимая, почему я возвращаюсь так рано».

«Отдохнув», поехал поезд в Алма-Ату. А мне надо в Челябинск. Ближе к утру остановится поезд из Новосибирска.

6-й день посвящён Челябинску
Возвращаясь (в 1992 году), проезжали его зимним вечером. Давно это было!

Днём был кратковременный ливень. А облака на небе напоминали Север. Челябинск – самый северный город сегодняшнего путешествия.
Челябинск очень красив. Поблизости есть озёра (например, Смолино) и Шершневское (Шершнёвское) водохранилище. Жаль, до них не добрался: в Кувандык уезжаю ранним вечером.

По пути проехали Троицк – красивый городок, стоящий среди холмов. Была и станция с необычным названием: Тамерлан. А село – Варна. Названо в честь победы Русской армии.

Кстати, на участке Троицк – Тамерлан едем через Казахстан. Без остановок. Пограничного и таможенного контроля нет.
Последнее напоминание о Казахстане – Карталы, где проходит железная дорога Уфа – Магнитогорск – Астана. Пока стояли, прибыл «международный поезд» Тобол – Карталы (пригородный и очень короткий). Затем… спать пора: приеду рано.

7-й день
«Самый Южный Урал». Кувандык – 203-й километр – гора – река Сакмара ниже городка – Кувандык (7 часов)

Семь часов – это немного. Но они были очень содержательными. Посетил юго-восточные окрестности Кувандыка. «Самым Южным» Уралом назвал их потому, что Челябинск тоже относится к Уралу Южному. Но Кувандык-то южнее!
Видел текущую среди лесов Сакмару (ниже Кувандыка). К Сакмаре ещё вернёмся. В Оренбурге.

Электричка Кувандык – Оренбург оказалась неожиданно комфортной. Раньше она, вероятно, была экспрессом. Ехали среди гор и холмов; Сакмара из окна не видна, но течёт неподалёку. Ближе к Оренбургу гор уже не было, остались лишь сравнительно невысокие холмы.

Оренбург. Река Сакмара и город (9 часов)
«Словно в Подмосковье попал». Перед вокзалом будет станция Львовская, где начинается кратчайший путь к Сакмаре. Пройден участок реки от железнодорожного моста до автодорожного, расположенного ниже по течению. Дикий лес у большого города? Удивительное существует! Других отдыхающих видел лишь у автодорожного моста.

Недалеко от Оренбурга начинается река с очень похожим названием: Самара. Только Сакмара впадает в Урал (около Оренбурга), а Самара – в Волгу.

Дальше… допустил ошибку. Сев не на тот автобус, потерял время. До центра Оренбурга добрался позже, чем хотелось бы.
А город стал ещё красивее. Вечером по Советской улице гуляло множество счастливых людей. По набережной Урала – тоже.
Посмотрев на вечерний Урал, пойду неторопливо к вокзалу.

8-й день. Еду домой

…Когда небо на востоке начало светлеть, прибыл поезд Орск – Москва. Позже на соседнем пути остановился гораздо более дальний поезд: Чита – Адлер (или Чита – Анапа).

До свидания, солнечные края!

По-моему, во времена СССР было несколько поездов Москва – Караганда. «Наш» ехал через Ряжск, Пензу, Челябинск и Петропавловск.
Поезд Орск – Москва частично повторяет его путь: Пензу и Ряжск проезжаем.

Итоги и выводы

Люди
Несколько лет назад иностранные граждане, приезжающие в Казахстан на 5 и более суток, должны были регистрироваться по месту пребывания (гостиница, дом). Сейчас граждане России вправе находиться в Казахстане до 30 дней без регистрации.

Не опасно ли одному ехать в другое государство? Пока готовил рассказ, прочитал новость о переводе казахского алфавита на латиницу. О политике говорить не буду, а жители дружелюбны. За первый день трижды останавливались попутные машины – добрые люди предлагали подвезти.
Неприязни к людям другой национальности не заметил. Названия улиц и магазинов пишутся, как правило, на 2 языках – казахском и русском (русский язык в Казахстане имеет официальный статус). Несмотря на развал СССР, русских людей в Казахстане очень много (в Петропавловске – большинство).

А главное – Вторую Родину не выбирают.

Проезд. Транспорт
Железнодорожные поездки Россия – СНГ гораздо дороже внутрироссийских. Мы делаем пересадку в Петропавловске. Город стоит в Казахстане, но… на южной «нитке» Транссибирской магистрали. Станция Петропавловск относится к железным дорогам России. И поездки тарифицируются как внутрироссийские.
Пример: билет Москва – Петропавловск стоил 4 000 рублей (плацкартный вагон). Поездка Москва – Караганда обошлась бы в 9 600 руб. (оставшееся расстояние не так велико). Для сравнения: билет на самолёт (Москва – Алма-Ата) стоит 14 – 15 тысяч рублей.

Через Петропавловск проходят внутрироссийские поезда (Кисловодск – Тында, Чита – Челябинск и многие другие).

Железнодорожные поездки по Казахстану недороги. Билеты можно приобрести на интернет-сайте железных дорог Казахстана. Покупайте их как можно раньше: за месяц до путешествия свободных мест осталось немного (и – только боковые).
Едете с пересадкой? Позаботьтесь о достаточном запасе времени. Не утверждаю, что это происходит регулярно, но: 2 поезда в Казахстане опоздали на 25 – 30 минут.
Пригородные поезда курсируют далеко не везде. В Сары-Шагане электричек нет (только поезда дальнего следования). Многие районы Казахстана отличаются огромными расстояниями между населёнными пунктами: до 120 – 130 километров. В безлюдной пустыне на электричку никто не сядет…
В Приозёрске есть автобусные остановки, но автобусов не видел.

Кстати, продукты в Казахстане стоят недорого.

Природа. Климат
В пустыне (Приозёрск, Сары-Шаган) водятся змеи, в том числе ядовитые. Можно встретить и ядовитого скорпиона. Будьте внимательны!
За сегодняшнее путешествие мало кого видел. У Приозёрска встретился крохотный уж (20 – 25 сантиметров). Скорпионов не было вообще. 1 змею видел (с 20-метрового расстояния) на участке Дария – Бурма; с дороги она уползла быстро.

…Ни одна змея не будет охотиться или нападать на нас. Почувствовав приближение человека, она уползёт. Бдительность нужна, чтобы не наступить случайно.

Пустыня Бетпак-Дала в окрестностях Сары-Шагана более похожа на полупустыню. Поход Дария – Жарык проходит по степи. Северные районы Казахстана (Петропавловск) – это лесостепь. В окрестностях Балхаша и Караганды солнце скрывается за горизонтом быстрее, чем в Подмосковье.

Казахстан обладает резко континентальным климатом (Урал, кстати, тоже). Особенности Карагандинской области: длинное, жаркое (до +40) и сухое лето. Зима холодна (бывают 15-градусные морозы + ветер), но сравнительно коротка. Дождь на моей Второй Родине (Сары-Шаган, Приозёрск) – явление исключительно редкое. А снег зимой выпадает!

В северных частях Казахстана жара не так сильна.

Что ещё посетить?
…Сейчас мы видели горы: Казахский мелкосопочник и Урал. В южной части Казахстана есть горы гораздо более высокие: Тянь-Шань. У их подножья стоит Алма-Ата (Алматы). В прошлом – столица. Сегодня – единственный «миллионный» город Казахстана (больше полутора миллионов жителей). В Советские времена посещали Алма-Ату несколько раз.

Завершение

Надеюсь, не последняя поездка в край моего детства. Увидим когда-нибудь Алма-Ату, Караганду и другие интересные места Казахстана.

Переход к другим страницам путешествия:
Казахстан
Урал
Фотографии, сделанные из окна поезда: Дружинино, Волга, Сызрань