Путешествие Смоленско-Белорусско-Брянское
Здравствуйте!
Путешествие состоялось в самом начале 2020 года.
«Тёплые края можно найти не только к югу от родного Подмосковья, но и западнее». Да, в Белоруссии бывают морозы. Но анализ погодных архивов (информации о погоде в предшествующие годы) показал, что 15-17-градусные морозы идут «волнами»: не более 2 – 3 дней (затем теплеет). Близость Атлантического океана смягчает климат…
Как туда добраться?
Разумеется, едут поезда. Но: билеты в Белоруссию намного дороже внутрироссийских (при аналогичных расстояниях). «Непозволительная роскошь»? Есть и хорошие новости:
1) Через границу ездят пригородные поезда (по линиям Москва – Брест и Смоленск – Витебск).
2) Общественный транспорт в Белоруссии развит, а проезд недорог.
Так путешествие стало Смоленско-Белорусско-Брянским. После Белоруссии посетим западную часть Брянской области – Новозыбков и Клинцы ещё не видели.
Переход к фотографиям
Россия. Смоленск, река Днепр и окрестности
Белоруссия
Орша. Кричев – Юрковка. Могилёв
Белоруссия, Брестская область
Брест – Жабинка (и южные окрестности Жабинки)
Белоруссия, Гомельская область
Калинковичи, Мозырь, Речица, Гомель
Россия. Новозыбков, Клинцы (немного – Брянск и Муратовка)
График путешествия (рассказ будет ниже)
День 1
Смоленск и окрестности: 5 с половиной часов
Орша. Более 1 часа
Кричев | 0:10 | ||
Шоссе. Разворот | 1:07 | 3 | 1:10 |
Платформа Дарливое | 1:46 | 4 | 1:50 |
Платформа Юрковка | 3:25 | ||
Отъезд в Могилёв | 4:50 | ||
Могилёв | Более 10 часов |
День 3
Брест. Начало | 8:40 | ||
Брест. Дворец спорта «Виктория» | 12:05 | ||
Малые Косичи, церковь | 13:02 | 3 | 13:05 |
Жабинка, отдых и покупка билета | 16:05 | 45 | 16:50 |
Жабинка, церковь, памятник | 17:17 | 3 | 17:20 |
Река Мухавец. Мост | 17:42 | 3 | 17:45 |
Шоссе. Разворот | 18:08 | 12 | 18:20 |
Технологическая остановка | 18:47 | 3 | 18:50 |
Жабинка, вокзал | 19:20 | ||
Отъезд | 20:00 |
День 4 (Калинковичи – Мозырь)
Калинковичи | 3:50 | ||
Остановка для отдыха | 5:15 | 10 | 5:25 |
Станция Пхов | 5:50 | 5 | 5:55 |
Мозырь. Вечный Огонь. Курган Славы | 7:33 | 12 | 7:45 |
Мозырь. Разворот | 8:15 | 5 | 8:20 |
Река Припять | 9:47 | 18 | 10:05 |
Мозырь. Собор Архангела Михаила | 10:20 | 5 | 10:25 |
Мозырь, Примостовая площадь | 10:45 |
Дальше (дни 4 – 5)…
Калинковичи: 2 часа
Речица: 4 часа
Гомель: 7 часов
Новозыбков (более 3 часов)
Клинцы (2,5 часа)
Брянск (3 часа)
Начало
Путешествие началось рано. «Ласточка» (скоростная электричка) Москва – Смоленск отправляется в 7 утра с минутами. По пути посплю. Просыпаясь изредка, не узнавал родное Подмосковье: из-за кромешной темноты за окном казалось, что едем по «диким» и безлюдным местам.
Смоленская часть
Посетив достопримечательности, уделим внимание Днепру ниже центра города.
Смоленск и его окрестности теперь видели во все времена года.
Раньше ездили прямые электрички Смоленск – Орша. А сейчас? Ранним вечером отправится электричка Смоленск – Красное. Красное – станция на западной окраине Смоленской области, у границы России и Белоруссии. И пересадка на пригородный поезд до Орши.
Обратите внимание!
Оплатить проезд в электричке Красное – Орша можно только белорусскими деньгами. На вокзале Смоленска нет пункта обмена валюты (есть в Орше). «Прямые» пригородные билеты Смоленск – Орша не продаются – разные страны, разные железные дороги.
Белоруссия. Орша, Кричев – Юрковка, Могилёв
Электричка Красное – Орша была дизельной («дизельная электричка» – словосочетание, используемое мной; научное название: дизель-поезд). Вероятно, она ездит и в других направлениях от Орши.
Орша – крупный железнодорожный узел. В прежние времена поездов было больше (например, из Санкт-Петербурга на Украину).
В десятом часу вечера поедет дизельная электричка Орша – Кричев. На окраине Орши переедем Днепр; в тех краях река поворачивает на юг.
Кричев – небольшой город, стоящий недалеко от границы Белоруссии и России. Пойдём в сторону Могилёва.
Кричев – узел железных дорог (Сухиничи – Барановичи, Орша – Харьков). Печально, но обе линии… если не разобраны частично, то в первоначальном виде не эксплуатируются. Участок Рославль – Кричев заброшен давно; на участке Фаянсовая – Рославль нет пассажирского транспорта. Зато он есть в Белоруссии. Через несколько минут после приезда отправился пассажирский поезд. Расписание подсказывает, что в Барановичи (через Оршу).
Погода ветреная. Вскоре железная дорога пересечёт шоссе. «Пойду на север, да вернусь к переезду».
Интересные названия встречаются! Дарливое видели, а в окрестностях Юрковки стоят деревни Брянск (!) и Дорогая.
Яркие фонари платформ видны издалека; порой казалось – едет поезд! В действительности первым поездом будет дизельная электричка, которая отвезёт в Могилёв.
Могилёв – областной центр, третий по населению город Белоруссии (после Минска и Гомеля). Стоит на Днепре. Город посмотрели, на реку сходили. Но ближе к вечеру появилась усталость. Не от движения – от недосыпания. После десяти «активных» часов осталось немало времени до поезда Витебск – Брест.
Брест
Первые дни путешествия были слишком «городскими». Природы бы побольше… «Второе знакомство» с Брестом было кратким: город уже видели. Куда пойти, учитывая, что западнее граница? На восток, в Жабинку.
«Не смею сравнивать поход с профессиональным спортом, но – к природе идём от Дворца спорта». Ибо там конечная остановка троллейбусов. Отличное совпадение!
Дорога – иногда идущая по разобранному железнодорожному пути – есть. «Раньше… так много поездов ехало»? По найденной информации, третий путь был «европейским» (за границей колея немного уже нашей).
Не в обиду другим интересным местам отмечу: Брестская часть была самой яркой. «Летом были дожди, сегодня – прекрасная погода». Природа будто радовалась, что приехал во второй раз.
При большей долготе дня пошёл бы дальше. До Кобрина (возможно, и восточнее). А сейчас? В Брест приехал идеально отдохнувшим, но длительное движение ночью всё же «противопоказано». В Жабинке покупаю билет до Калинковичей: через 3 с половиной часа будет поезд Брест – Гомель. Да, места есть. «Если бы не было, уехал на электричке».
Брест и последующие части путешествия – это Полесье. Далее (до конца) едем по железной дороге Брест – Брянск, изучая её окрестности.
Гомельская часть
За четвёртый день увидим 4 города и 3 больших реки: Днепр и его притоки – Припять и Сож.
В Калинковичи приехали в четвёртом часу ночи. «Летом – раннее утро, а зимой… много часов до рассвета». Дождаться утра? Немного посидев, вижу: спать не хочется. Значит, иду в Мозырь.
«В Белоруссии очень много интересного, но нет морей и гор». Зато есть широкие реки (Припять) и высокие холмы (Мозырская гряда).
А ещё в Мозыре есть трамвайная линия (чего удивительного: население – более 100 тысяч человек).
Можно вернуться в Калинковичи пешком, но… опять хочется спать. Доеду на автобусе.
Посмотрев (днём) Калинковичи, еду в Речицу. На Днепр.
Он широк, но… выше железнодорожного моста берег труднопроходим и местами замусорен. Наверное, лучше идти на север от вокзала, заодно посмотрев городок.
«Всё равно лучше, чем ничего».
Гомель. Второй по величине город Белоруссии стоит недалеко от границ. Восточнее – Россия, южнее – Украина (может быть, и она станет братской, очистившись от последствий «майдана» – хотя шансов немного).
Да, Гомелю «досталась» темнота. Но не спешите огорчаться. Город хорошо освещён и украшен.
Утром пятого дня едем в Новозыбков.
«Обычные» электрички в Россию не едут (только до Добруша); едут автобусы и поезда. Дальним поездом считается и дизельная электричка-экспресс Гомель – Новозыбков, на которой ехал я.
«Смысл – не в экономии денег, а в интересных местах западной части Брянской области».
Пока делалось описание путешествия… поезда Гомель – Новозыбков остались в прошлом. «Как назначили – так и отменили». Курсировать они начали незадолго до моей поездки.
Жалко, но не удивительно: пассажиропоток невелик, а билеты дороговаты (на автобусе – дешевле). И электрички не нашли своих пассажиров…
По пути проехали Добруш (это ещё Белоруссия). Красивое название происходит от слов «добр», «добро»!
Брянская часть. Новозыбков, Клинцы
Первая остановка в России – Злынка, где пограничники проверяют паспорта. Это единственное напоминание о том, что Белоруссия – всё же заграница.
Приехали. Новозыбков «удивил» обилием пассажирских поездов. «Я приехал, а дальний поезд в Белоруссию – отправился». Рядом «ждёт своего часа» дневной поезд Новозыбков – Москва.
Новозыбков – небольшой и старинный город. Кажется, 4- и 5-этажные дома встречались реже, чем невысокие. «Настоящий» город – Клинцы, куда едем из Новозыбкова. Кстати, Клинцы – второй по количеству жителей город Брянской области.
Небольшое «отступление от темы». Обратный билет заранее не покупал. Неразумно, но: погодные условия могут быть разными, продолжительность путешествия – тоже (насколько хватит сил).
Планировал посетить ещё Вязьму и окрестности. Нет мест в поезде? Доедем на 2 электричках от Брянска (пересадка в Фаянсовой).
Решение было неверным. Дизельная электричка Фаянсовая – Вязьма курсирует 2 раза в день. На ночную не попадаем. Ехать на дневной? Темнота наступит задолго до приезда. И на Вязьму останется лишь 1 час: последняя электричка на Москву едет в 8 вечера.
…Последнее напоминание о Белоруссии: автобус Гомель – Брянск, на котором уехал из Клинцов.
«Знал бы, что Вязьмы не будет». Есть 2 ночных автобуса Клинцы – Москва, а я не поинтересовался наличием мест. Да и в Брянске – прежде, чем ехать на вокзал железнодорожный – стоило посмотреть автобусы до Москвы.
Доехать до железнодорожного вокзала вечером – проблема. Зато Брянск немного посмотрел! Выйдя из автобуса в «верхней» части города, спущусь к мосту, перейду Десну.
Попробуем вернуться на поезде. Билеты есть… только на завтрашний вечер. На электричках доберусь несравненно быстрее.
Что-то неприятно удивило… Вокзал перегорожен металлоискателями, а билет на электричку продадут лишь после полуночи (есть электропоезда с разными маршрутами и стоимостью проезда).
Зато электрички ездят не хуже, чем в Белоруссии. И – все 3 электропоезда согласованы. В 5 часов ночи идёт электричка Брянск – Сухиничи; в Сухиничах пересядем на Калужскую. Дальше… «выходим не в Калуге, а там, где электричка сворачивает с Киевской дороги». В Муратовке.
Результат: до Москвы доехали за 7 с небольшим часов. Пассажиров очень мало; исключение – электричка Калуга – Москва перед столицей.
Примечание. Хорошие фотографии из Брянска – здесь: Курско-Брянское путешествие.
Итоги
Для своих условий путешествие было очень содержательным и интересным. Да, короткий день не позволяет увидеть всё засветло. Но… надеюсь, не в последний раз туда ездил?
«Иногда… тёмным вечером город красивее, нежели пасмурным днём». Да и «серая» (пасмурная) погода не испортила путешествие: настоящая серость встречается не в походах – в повседневной жизни.
И – после большого перерыва – 2020 год начался достойно.
В конце – ссылки на страницы фотографий (если не посмотрели ранее):
Россия. Смоленск, река Днепр и окрестности
Белоруссия. Орша, Кричев, Могилёв
Белоруссия, Брестская область
Белоруссия, Гомельская область
Россия. Новозыбков, Клинцы (немного – Брянск и Муратовка)