Путешествие Смоленско-Белорусско-Брянское

Здравствуйте!
Путешествие состоялось в самом начале 2020 года.
«Тёплые края можно найти не только к югу от родного Подмосковья, но и западнее». Да, в Белоруссии бывают морозы. Но анализ погодных архивов (информации о погоде в предшествующие годы) показал, что 15-17-градусные морозы идут «волнами»: не более 2 – 3 дней (затем теплеет). Близость Атлантического океана смягчает климат…

Как туда добраться?
Разумеется, едут поезда. Но: билеты в Белоруссию намного дороже внутрироссийских (при аналогичных расстояниях). «Непозволительная роскошь»? Есть и хорошие новости:
1) Через границу ездят пригородные поезда (по линиям Москва – Брест и Смоленск – Витебск).
2) Общественный транспорт в Белоруссии развит, а проезд недорог.

Так путешествие стало Смоленско-Белорусско-Брянским. После Белоруссии посетим западную часть Брянской области – Новозыбков и Клинцы ещё не видели.

Переход к фотографиям

Смоленск. Река Днепр
Россия. Смоленск, река Днепр и окрестности

Могилёв. Ленинская улица
Белоруссия
Орша. Кричев – Юрковка. Могилёв

Белоруссия, Брестская область
Белоруссия, Брестская область
Брест – Жабинка (и южные окрестности Жабинки)


Мозырь. Река Припять

Белоруссия, Гомельская область
Калинковичи, Мозырь, Речица, Гомель

Новозыбков. Памятник архитектуры
Россия. Новозыбков, Клинцы (немного – Брянск и Муратовка)

График путешествия (рассказ будет ниже)

День 1
Смоленск и окрестности: 5 с половиной часов
Орша. Более 1 часа

День 2
Кричев 0:10
Шоссе. Разворот 1:0731:10
Платформа Дарливое 1:4641:50
Платформа Юрковка 3:25
Отъезд в Могилёв 4:50
Могилёв Более 10 часов

День 3
Брест. Начало 8:40
Брест. Дворец спорта «Виктория» 12:05
Малые Косичи, церковь 13:02313:05
Жабинка, отдых и покупка билета 16:054516:50
Жабинка, церковь, памятник 17:17317:20
Река Мухавец. Мост 17:42317:45
Шоссе. Разворот 18:081218:20
Технологическая остановка 18:47318:50
Жабинка, вокзал 19:20
Отъезд 20:00

День 4 (Калинковичи – Мозырь)
Калинковичи 3:50
Остановка для отдыха 5:15105:25
Станция Пхов 5:5055:55
Мозырь. Вечный Огонь. Курган Славы 7:33127:45
Мозырь. Разворот 8:1558:20
Река Припять 9:471810:05
Мозырь. Собор Архангела Михаила 10:20510:25
Мозырь, Примостовая площадь 10:45

Дальше (дни 4 – 5)…
Калинковичи: 2 часа
Речица: 4 часа
Гомель: 7 часов
Новозыбков (более 3 часов)
Клинцы (2,5 часа)
Брянск (3 часа)

Начало

Путешествие началось рано. «Ласточка» (скоростная электричка) Москва – Смоленск отправляется в 7 утра с минутами. По пути посплю. Просыпаясь изредка, не узнавал родное Подмосковье: из-за кромешной темноты за окном казалось, что едем по «диким» и безлюдным местам.

Смоленская часть

Посетив достопримечательности, уделим внимание Днепру ниже центра города.
Смоленск и его окрестности теперь видели во все времена года.

Раньше ездили прямые электрички Смоленск – Орша. А сейчас? Ранним вечером отправится электричка Смоленск – Красное. Красное – станция на западной окраине Смоленской области, у границы России и Белоруссии. И пересадка на пригородный поезд до Орши.

Обратите внимание!
Оплатить проезд в электричке Красное – Орша можно только белорусскими деньгами. На вокзале Смоленска нет пункта обмена валюты (есть в Орше). «Прямые» пригородные билеты Смоленск – Орша не продаются – разные страны, разные железные дороги.

Белоруссия. Орша, Кричев – Юрковка, Могилёв

Электричка Красное – Орша была дизельной («дизельная электричка» – словосочетание, используемое мной; научное название: дизель-поезд). Вероятно, она ездит и в других направлениях от Орши.

Орша – крупный железнодорожный узел. В прежние времена поездов было больше (например, из Санкт-Петербурга на Украину).
В десятом часу вечера поедет дизельная электричка Орша – Кричев. На окраине Орши переедем Днепр; в тех краях река поворачивает на юг.

Кричев – небольшой город, стоящий недалеко от границы Белоруссии и России. Пойдём в сторону Могилёва.
Кричев – узел железных дорог (Сухиничи – Барановичи, Орша – Харьков). Печально, но обе линии… если не разобраны частично, то в первоначальном виде не эксплуатируются. Участок Рославль – Кричев заброшен давно; на участке Фаянсовая – Рославль нет пассажирского транспорта. Зато он есть в Белоруссии. Через несколько минут после приезда отправился пассажирский поезд. Расписание подсказывает, что в Барановичи (через Оршу).

Погода ветреная. Вскоре железная дорога пересечёт шоссе. «Пойду на север, да вернусь к переезду».
Интересные названия встречаются! Дарливое видели, а в окрестностях Юрковки стоят деревни Брянск (!) и Дорогая.
Яркие фонари платформ видны издалека; порой казалось – едет поезд! В действительности первым поездом будет дизельная электричка, которая отвезёт в Могилёв.

Могилёв – областной центр, третий по населению город Белоруссии (после Минска и Гомеля). Стоит на Днепре. Город посмотрели, на реку сходили. Но ближе к вечеру появилась усталость. Не от движения – от недосыпания. После десяти «активных» часов осталось немало времени до поезда Витебск – Брест.

Брест

Первые дни путешествия были слишком «городскими». Природы бы побольше… «Второе знакомство» с Брестом было кратким: город уже видели. Куда пойти, учитывая, что западнее граница? На восток, в Жабинку.
«Не смею сравнивать поход с профессиональным спортом, но – к природе идём от Дворца спорта». Ибо там конечная остановка троллейбусов. Отличное совпадение!
Дорога – иногда идущая по разобранному железнодорожному пути – есть. «Раньше… так много поездов ехало»? По найденной информации, третий путь был «европейским» (за границей колея немного уже нашей).

Не в обиду другим интересным местам отмечу: Брестская часть была самой яркой. «Летом были дожди, сегодня – прекрасная погода». Природа будто радовалась, что приехал во второй раз.
При большей долготе дня пошёл бы дальше. До Кобрина (возможно, и восточнее). А сейчас? В Брест приехал идеально отдохнувшим, но длительное движение ночью всё же «противопоказано». В Жабинке покупаю билет до Калинковичей: через 3 с половиной часа будет поезд Брест – Гомель. Да, места есть. «Если бы не было, уехал на электричке».

Брест и последующие части путешествия – это Полесье. Далее (до конца) едем по железной дороге Брест – Брянск, изучая её окрестности.

Гомельская часть

За четвёртый день увидим 4 города и 3 больших реки: Днепр и его притоки – Припять и Сож.

В Калинковичи приехали в четвёртом часу ночи. «Летом – раннее утро, а зимой… много часов до рассвета». Дождаться утра? Немного посидев, вижу: спать не хочется. Значит, иду в Мозырь.
«В Белоруссии очень много интересного, но нет морей и гор». Зато есть широкие реки (Припять) и высокие холмы (Мозырская гряда).
А ещё в Мозыре есть трамвайная линия (чего удивительного: население – более 100 тысяч человек).
Можно вернуться в Калинковичи пешком, но… опять хочется спать. Доеду на автобусе.

Посмотрев (днём) Калинковичи, еду в Речицу. На Днепр.
Он широк, но… выше железнодорожного моста берег труднопроходим и местами замусорен. Наверное, лучше идти на север от вокзала, заодно посмотрев городок.
«Всё равно лучше, чем ничего».

Гомель. Второй по величине город Белоруссии стоит недалеко от границ. Восточнее – Россия, южнее – Украина (может быть, и она станет братской, очистившись от последствий «майдана» – хотя шансов немного).
Да, Гомелю «досталась» темнота. Но не спешите огорчаться. Город хорошо освещён и украшен.

Утром пятого дня едем в Новозыбков.
«Обычные» электрички в Россию не едут (только до Добруша); едут автобусы и поезда. Дальним поездом считается и дизельная электричка-экспресс Гомель – Новозыбков, на которой ехал я.
«Смысл – не в экономии денег, а в интересных местах западной части Брянской области».
Пока делалось описание путешествия… поезда Гомель – Новозыбков остались в прошлом. «Как назначили – так и отменили». Курсировать они начали незадолго до моей поездки. Жалко, но не удивительно: пассажиропоток невелик, а билеты дороговаты (на автобусе – дешевле). И электрички не нашли своих пассажиров…
По пути проехали Добруш (это ещё Белоруссия). Красивое название происходит от слов «добр», «добро»!

Брянская часть. Новозыбков, Клинцы

Первая остановка в России – Злынка, где пограничники проверяют паспорта. Это единственное напоминание о том, что Белоруссия – всё же заграница.

Приехали. Новозыбков «удивил» обилием пассажирских поездов. «Я приехал, а дальний поезд в Белоруссию – отправился». Рядом «ждёт своего часа» дневной поезд Новозыбков – Москва.
Новозыбков – небольшой и старинный город. Кажется, 4- и 5-этажные дома встречались реже, чем невысокие. «Настоящий» город – Клинцы, куда едем из Новозыбкова. Кстати, Клинцы – второй по количеству жителей город Брянской области.

Небольшое «отступление от темы». Обратный билет заранее не покупал. Неразумно, но: погодные условия могут быть разными, продолжительность путешествия – тоже (насколько хватит сил).
Планировал посетить ещё Вязьму и окрестности. Нет мест в поезде? Доедем на 2 электричках от Брянска (пересадка в Фаянсовой).
Решение было неверным. Дизельная электричка Фаянсовая – Вязьма курсирует 2 раза в день. На ночную не попадаем. Ехать на дневной? Темнота наступит задолго до приезда. И на Вязьму останется лишь 1 час: последняя электричка на Москву едет в 8 вечера.

…Последнее напоминание о Белоруссии: автобус Гомель – Брянск, на котором уехал из Клинцов.
«Знал бы, что Вязьмы не будет». Есть 2 ночных автобуса Клинцы – Москва, а я не поинтересовался наличием мест. Да и в Брянске – прежде, чем ехать на вокзал железнодорожный – стоило посмотреть автобусы до Москвы.
Доехать до железнодорожного вокзала вечером – проблема. Зато Брянск немного посмотрел! Выйдя из автобуса в «верхней» части города, спущусь к мосту, перейду Десну.
Попробуем вернуться на поезде. Билеты есть… только на завтрашний вечер. На электричках доберусь несравненно быстрее.
Что-то неприятно удивило… Вокзал перегорожен металлоискателями, а билет на электричку продадут лишь после полуночи (есть электропоезда с разными маршрутами и стоимостью проезда).
Зато электрички ездят не хуже, чем в Белоруссии. И – все 3 электропоезда согласованы. В 5 часов ночи идёт электричка Брянск – Сухиничи; в Сухиничах пересядем на Калужскую. Дальше… «выходим не в Калуге, а там, где электричка сворачивает с Киевской дороги». В Муратовке.

Результат: до Москвы доехали за 7 с небольшим часов. Пассажиров очень мало; исключение – электричка Калуга – Москва перед столицей.

Примечание. Хорошие фотографии из Брянска – здесь: Курско-Брянское путешествие.

Итоги

Для своих условий путешествие было очень содержательным и интересным. Да, короткий день не позволяет увидеть всё засветло. Но… надеюсь, не в последний раз туда ездил?
«Иногда… тёмным вечером город красивее, нежели пасмурным днём». Да и «серая» (пасмурная) погода не испортила путешествие: настоящая серость встречается не в походах – в повседневной жизни.
И – после большого перерыва – 2020 год начался достойно.


В конце – ссылки на страницы фотографий (если не посмотрели ранее):
Россия. Смоленск, река Днепр и окрестности
Белоруссия. Орша, Кричев, Могилёв
Белоруссия, Брестская область
Белоруссия, Гомельская область
Россия. Новозыбков, Клинцы (немного – Брянск и Муратовка)