Путешествие в Белоруссию
Брестская, Гродненская и Минская области

Здравствуйте! 6-дневное путешествие в Белоруссию (Брест – Борисов) состоялось летом 2011 г. Познакомились с природой и многими городами Белоруссии. Палатка, спальник и другое снаряжение не используется.
Раньше бывал лишь в Минске. И с природой Белоруссии почти не был знаком (исключение – река Березина, увиденная из окна поезда).

На 3 страницах – фотографии и графики движения

Брестская Крепость
Брестская часть
Брест, Кобрин, Дрогичин, Пинск, Ясельда, Лунинец, река Мухавец, Днепровско-Бугский канал

Неман
Гродненская часть
Гродно, Мосты, Лида, Неман

Окрестности Столбцов
Минская часть
Минск, Столбцы, Борисов, верховья Немана, Березина


…Поздним вечером отправился поезд «Славянский Экспресс». Билет лишь немного дороже, зато доедем за 12 часов. Спать не хотелось; смотрел на луну и «бегущие» за окном деревья, выйдя затем погулять в Вязьме.
На российско-белорусской границе нет таможенного и пограничного контроля; будить между Смоленском и Оршей не будут.

Брест. У слияния Мухавца и Западного Буга стоит мемориальный комплекс «Брестская Крепость» (памятник Героям Великой Отечественной войны). Брест – город не огромный, но производил впечатление мегаполиса. «Познакомившись» с Брестом, доеду на троллейбусе до Свято-Воскресенского собора, где начинается «природная» часть путешествия.
«Внешность обманчива»: небольшой Мухавец судоходен. На 15-минутной стоянке послышались звуки, похожие на шум тепловоза. Странно… железная дорога далека. Вскоре из-за поворота показалась баржа; поначалу даже не виден толкающий её буксир: река извилиста.
Планировал дойти до Кобрина (возможно, и дальше). Но планы изменились: ночью вернулся в Брест. Вечером, на участке Шебрин – Брест, прошли небольшие дожди, не доставившие неудобств. Едва вернулся – хлынул ливень.
Общественный транспорт исправно работает до глубокой ночи. Но иду пешком – дизельная электричка поедет нескоро. Второй дождь с грозой начался в полночь. Его также переждал, не намокнув. Улицы из-за ливня превратились в реки, но тротуарам дождь не страшен: в Бресте (и многих других белорусских городах) используется не асфальт, а плитка.

В пятом часу ночи отправляется дизельный поезд Брест – Лунинец (мне – до Кобрина). Перед «электричкой» поехал поезд Варшава – Минск; готовился и рейс Брест – Москва. Его время отправления удивляло, но платформа заполнена пассажирами.
Дизельная электричка останавливалась не везде: Брест-Восточный, Жабинка, Кобрин. «На крохотных станциях пассажиров ночью нет».
Выспаться не удалось, а день выдался жарким. Поэтому Кобринский участок сравнительно невелик. «Изучив» восточные окрестности Кобрина, вернусь в городок. Было 3 конца: на северном и южном берегах канала; под деревом у железной дороги.

Затем – Дрогичин. Едем до платформы Дрогичин-Город. В Кобрине дизельная электричка стояла долго, пропустив сразу 3 встречных поезда: пригородный, грузовой и пассажирский Москва – Брест.
Когда приехали, было сухо и жарко. Позже прошёл ливень. Переждал. Уехав на следующей электричке, воспользуюсь (вечером) комнатой отдыха в Пинске.

Утро 3-го дня пасмурно, но шедший ночью дождь закончился. Посмотрев Пинск, держим курс на восток, к Ясельде (реке). На одноимённую станцию прибыл за несколько минут до дождя; после ливня ещё схожу на реку и озеро.

Затем едем в Лунинец. За полтора часа кратко посмотрим городок; при большем запасе времени посетил бы Припять, текущую южнее. Когда вернулся, у платформы стоял дизельный поезд. Почему же не открывают двери? А моя «электричка» едет с Украины (Удрицк). И немало вышло пассажиров: поезда через границу редки.
После Лунинца смотрел на солнце и вторую колею. Виднелась тихая автодорога в Ганцевичи. Дизельная «электричка» была такой же: полупустой и не очень быстро разгоняющейся. Аккуратные и благоустроенные платформы радовали глаз.

Барановичи встретили прохладой; почти стемнело. Дальше по плану – Неман, город Лида. Но решил посетить ещё Гродно.
Ранее допущена ошибка. Есть 2 поезда Гомель – Гродно. Первый – через Лунинец и Лиду. Второй едет дольше – через Минск, Барановичи и Волковыск; купил билет на него. Но, приняв решение раньше, уехал бы прямо из Лунинца.
Общий вагон отличается от наших. Лавки, как в поезде пригородном; 85 человек в вагоне.

День четвёртый
Прохладным и ветреным утром поезд привёз в Гродно. Облик города показался «заграничным» (чувствовалось, что это не Коломна или Новосибирск). Познакомившись с интересным городом, пройду по берегам Немана (вниз по течению).

Ещё посетим городок Мосты (едем дизельной электричкой Гродно – Лида; можно воспользоваться и поездами Гродно – Барановичи). Мосты встретили дождём. Дождавшись окончания, пошёл на восток (в сторону Лиды): до 859-го километра и обратно. Ни одного поезда не проехало. А у переезда начинается грунтовая дорога, где увидел аиста.
Заезд туда не планировался. К сожалению, не знал, что Мосты стоят на Немане (хотя название могло «навести на размышления»).
Позже будет дизель-поезд в Лиду. По пути нас обогнал скорый поезд Гродно – Москва.

Город Лида очень понравился (а как же иначе – он красивое женское имя носит!). Кстати, приятное название происходит не от имени Лидия, а от балтийского слова, обозначающего обработанное поле на месте вырубленного леса.

Утро 5-го дня было добрым: солнце, безоблачное небо. Теперь дизельная электричка отвезёт на Неман. Со станции Неман (Нёман) хорошо виден мост через одноимённую реку. Неманский участок не очень продолжителен, но очень ярок. Сходил в обоих направлениях: ниже и выше моста.

После едем в Барановичи. За Неманом были леса и… платформа Дворец (Дварэц). «Дворцов не видел, а сосны радовали глаз». Позже местность изменилась: холмы, порой довольно высокие, почему-то напоминали предгорья Урала.
Жаль, на Барановичи времени не осталось: через несколько минут отправится минская электричка. «Время дизельных поездов» закончилось: дорога Москва – Брест электрифицирована, а обыкновенная электричка едет намного быстрее дизельной.

В Столбцах ждал «сюрприз»: не удалось поменять российские рубли на белорусские. В Немане белорусских денег осталось маловато, но в деревне нет пунктов обмена валюты (в Барановичах, напомню, не было времени).
Проблема возникла неожиданно. «Столбцы – маленький, но всё-таки город» (где останавливаются поезда из России и с Украины). Но… на вокзале и рядом пунктов обмена валюты нет. Спрашиваю прохожих, но они не смогли помочь.
Час потрачен впустую. Наконец, вышел к Неману; перейдя реку, немного прошёл по берегу и вернулся. Неман уже невелик: верховья.

Уехал на электричке Брест – Минск. Чуть позже отправится электричка Столбцы – Минск (подстраховка, если придётся сойти). Билет пришлось взять не до Минска, а ближе. Смотрю на километровые столбы: далеко ли ещё? Но доехал без проблем.
Электричка прибыла на станцию Институт Культуры. Дойду до вокзала, где работают круглосуточные пункты обмена валюты, и проблема решена.
Обратите внимание: электрички отправляются и с вокзала, и с Института Культуры (дальние поезда – только с вокзала). Станция Институт Культуры находится у одноимённой станции метро, а вокзал – на «Площади Ленина».

Утро последнего дня посвящено Минску.
Затем – электричка Минск – Орша. Нужна платформа Березина (следующая после Борисова). Идти лучше по левому берегу Березины. Разворачиваюсь там, где когда-то, наверное, стоял мост; за рекой виднелись деревенские дома. На окраине Борисова песок сменился асфальтом.
Перед отъездом в последний раз сходил на Березину. В двенадцатом часу остановится поезд Брест – Москва; утром приеду домой.

Завершение

1) Белоруссия произвела впечатление спокойного и безопасного места. Иногда на улице можно увидеть пьяных, но говорить об опасности не приходится.

2) В Белоруссии хорошо развито пригородное и местное железнодорожное сообщение. Единственное – дизельный поезд разгоняется медленнее привычной электрички. Проезд в поездах (и городском транспорте) гораздо дешевле, чем в России.

3) Продукты недороги, но продуктовых магазинов поменьше. Некоторые рано закрываются или не работают по выходным. Это относится и к обмену валюты. Поменяйте российские рубли на белорусские раньше, чем последние закончатся.

4) Летом бывает и жара (свыше +30), и проливные дожди. Из 6 дней последние 2 были тёплыми и солнечными. Нередка такая картина: днём жарко, вечером и ночью – ливни с грозами.

Переход к другим страницам путешествия
Брестская часть
Гродно, Мосты, Лида, Неман
Минск, Столбцы, Борисов, река Березина