Путешествие в Брестскую,

Гродненскую и Минскую области

 

Здравствуйте. 6-дневное путешествие в Белоруссию состоялось летом 2011 г. Палатка, спальник и другое снаряжение не используется.

Во время путешествия познакомился не только с природой, но и со многими городами Белоруссии. Раньше бывал лишь в гостях в Минске. И с природой Белоруссии знаком почти не был (не считая реки Березина, которую видел из окна поезда).

 

Переход к фотографиям:

Брестский участок включает в себя: Брест, р. Мухавец, г. Кобрин и его окрестности (в том числе Днепровско-Бугский канал), г. Дрогичин, г. Пинск, р. Ясельда, г. Лунинец.

Гродненский участок (включает: город Гродно и р. Неман в его окрестностях, г. Мосты и окрестности, г. Лида, р. Неман южнее Лиды).

Минский участок включает: г. Столбцы (и верховья Немана), г. Минск, г. Борисов и р. Березина ниже города.

 

…Поздним вечером из Москвы отправился поезд «Славянский Экспресс». Билет лишь чуть-чуть дороже, зато ехать всего 12 часов. Спать ещё не хотелось; смотрел на луну и «бегущие» за окном деревья, выйдя затем погулять в Вязьме.

На российско-белорусской границе нет таможенного и пограничного контроля (во всяком случае, на железнодорожном транспорте). Будить между Смоленском и Оршей никто не будет, и выспаться можно нормально.

 

Путешествие началось в Бресте (перейти к фотографиям: Брестский участок). У слияния рек Мухавец и Западный Буг находится мемориальный комплекс «Брестская Крепость» (памятник героям Великой Отечественной войны). Как пройти к крепости: от вокзала – по ул. Ленина (на юг), затем – по указателю направо.

Брест – город вовсе не огромный, но почему-то производил впечатление мегаполиса (немало шумных, оживлённых улиц). Но интересного тоже очень много!

«Познакомившись» с Брестом, доехал на троллейбусе до Свято-Воскресенского собора. Затем вышел к мосту через Мухавец, перешёл реку. Пройдя по берегу озера, выходим к неиспользуемому железнодорожному мосту (он хорошо виден с моста автодорожного). По нему «возвращаемся» на правый берег. В окрестностях Бреста немало дач, но почувствовать дикую природу можно. Местное шоссе Брест – Щебрин было тихим.

По внешнему виду Мухавца вряд ли бы подумал, что он судоходен. Но, тем не менее, это так. Во время 15-минутной остановки послушался шум, похожий на шум тепловоза. Странно – железная дорога вроде бы далеко. Вскоре из-за поворота показалась баржа (поначалу даже не был виден толкающий её буксир – река мала и извилиста).

…Планировал дойти до Кобрина (возможно, и дальше) пешком. Но первая часть немного изменилась. Ночью вернулся в Брест; до Кобрина потом доехал на дизельной электричке.

Вечером (на участке Щебрин – Брест) прошли 2 кратковременных дождя. Особых «неудобств» они не доставили. Но, едва вернулся в Брест, хлынул сильнейший ливень. Переждал его на автобусной остановке, нисколько не намокнув.

Общественный транспорт в Бресте работает исправно, примерно до 1 часа ночи. Но я шёл до вокзала пешком – дизельная электричка будет нескоро. В районе полуночи начался проливной дождь с грозой. Его также переждал, не намокнув. Для тротуаров в Бресте (и во многих других белорусских городах) используется не асфальт, а плитка. Им дождь не страшен, а вот улицы из-за ливня превратились в реки.

 

В 4:18 ночи отправилась дизельная электричка Брест – Лунинец. Еду до Кобрина. Перед электричкой отправился поезд Варшава – Минск, а после – Брест – Москва. Время отправления последнего удивляло (ночь всё-таки), но платформа была заполнена пассажирами.

Дизельная электричка останавливается не везде: Брест-Восточный, затем Жабинка и Кобрин. Видимо, потому, что ночь – на платформах между Брестом и Жабинкой всё равно никто садиться и выходить не будет.

 

Кобринский участок сравнительно невелик. Выспаться особо не удалось (по понятной причине). День был жарким, и это не позволило развить высокую скорость. От Кобрина пошёл на восток; после вернулся в город. Кобринский участок имеет 3 конца: на северном и южном берегах канала; под деревом у железной дороги (в километре от дальнего автодорожного моста).

Решил ещё заехать в Дрогичин. Дизельные поезда ездят регулярно. В Кобрине электричка стояла долго. Пропустила сразу 3 встречных поезда: дизельную электричку, 1 грузовой и пассажирский Москва – Брест.

Пока ехал, ещё подремал. Перед Дрогичином прошёл ливень. Но, когда приехали, было сухо и жарко. Едем не до станции Дрогичин, а до платформы Дрогичин-Город. Через некоторое время погода испортилась: прошёл ливень. Его удалось переждать. На следующей электричке уехал. Вечером был в комнате отдыха в Пинске.

 

Утром 3-го дня сотрудница комнат отдыха сказала, что «полночи» шёл сильный ливень. Утро было пасмурным, но дождь закончился.

Подробно посмотрев Пинск, зашёл ещё на песчаный пляж (напротив речного вокзала). Затем – на восток. Из Пинска выбрался не сразу. Пройдя по центральной (шумной) улице, свернул на север за указателем «Пинск». Вышел прямо к «железке». Возле неё были тропинки и дороги (последние изобиловали лужами и слякотью). Перед рекой шёл по обочине шоссе. Затем, немного вернувшись, пошёл по грунтовой дороге. Она идёт по насыпи, недалеко от Ясельды.

На станцию Ясельда успел «добежать» за несколько минут до дождя. После его окончания ещё раз сходил на реку и озеро. Затем – на дизельный поезд в Лунинец. После Парохонска переехали красивую речку Бобрик.

Затем прибыли в Лунинец. Можно были пройти по его окрестностям, а утром уехать в Барановичи. Но первый поезд идёт в 7 часов утра. Поздновато. Что ж, уеду сегодня вечером (через час с небольшим).

За час быстро прошёл по Лунинцу. Когда вернулся к вокзалу, на 2-м пути стоял дизельный поезд. Думал, что он и поедет, и удивлялся, почему не открывают двери. Но оказалось, что мой поезд едет не из Лунинца, а с Украины (Удрицк). Из прибывшей электрички вышло много пассажиров (поездов через границу мало).

Так хотелось ещё увидеть реку Припять. Но ближайший поезд в том направлении (станция Припять) будет через 2 с лишним часа после Барановичского. Пока доеду и дойду, стемнеет.

После Лунинца смотрел на солнце и вторую колею. Да, на участке Барановичи – Лунинец 2 колеи, несмотря на довольно редкое движение. Рядом шла тихая автодорога в Ганцевичи. Дальше была дикая природа Полесья. Участок севернее Лунинца оставил впечатление «немного грустной романтики». Электричка была такой же, полупустой и не очень быстро разгоняющейся. Аккуратные, благоустроенные станции и платформы радовали глаз. От Лунинца до Барановичей ехать примерно 2,5 часа (120 километров).

Когда приехали в Барановичи, почти стемнело и было холодно. Дальше по плану – река Неман и город Лида. Но почувствовал, что ждать дизельный поезд до 5:30 утра будет нелегко. Да и выспаться не удастся. Решил заехать в Гродно.

Тут была допущена ошибка. Есть 2 поезда Гомель – Гродно. Один едет через Лунинец и Лиду; второй – через Минск, Барановичи, Волковыск, Мосты. Я взял билет на второй – он едет дольше и, соответственно, можно поспать. Но, если бы принял решение раньше – уехал на другом поезде Гомель – Гродно (прямо из Лунинца).

В Барановичи поезд привёл тепловоз (хотя дорога перед ними электрифицирована). Отцепившись, тепловоз переехал в другой конец поезда. Общий вагон был не таким, как у нас. Лавки, как в пригородном поезде (ехать можно, соответственно, лишь сидя). В одном вагоне – 85 человек. Несколько раз за ночь просыпался. После Барановичей поезд ещё дважды меняет направление движения: в Волковыске и Мостах.

 

День четвёртый

Утром поезд прибыл в Гродно (перейти к фотографиям: Гродненский участок).

Выспался, конечно, слабовато. Но холод и ветер быстро «вылечили» сонливость. Посмотрев Гродно, прошёл по 2 берегам Немана (вниз), а затем вернулся. После возвращения прошёл дождь.

Неман не похож на Мухавец: берега высокие, обрывистые. Город Гродно очень интересен. По облику своему он «скорее Европа, а не Россия» (как-то чувствовалось, что это не Коломна или Новосибирск).

Решил заехать ещё в город Мосты (на дизельной электричке Гродно – Лида, уходящей около часа дня). Немного хотелось спать, но путь до Мостов прошёл незаметно. Можно доехать и поездами Гродно – Барановичи: Мосты – узловая станция.

Мосты встретили дождём, и пришлось ждать. Затем пошёл на восток (в сторону Лиды) – до 859-го километра и обратно. Ни одного поезда за это время не проехало. Затем – на грунтовую дорогу (не шоссе), начинающуюся у переезда. Там и видел аиста.

К сожалению, заезд в этот район не планировался. Я не знал, что Мосты стоят на Немане (хотя название могло «навести на размышления»). Иначе бы обязательно зашёл.

Через 4 часа будет дизельный поезд в Лиду. Где-то по пути нас обогнал скорый поезд Гродно – Москва.

Когда приехали в Лиду, уже вечерело. Быстро пройдя по «городу с красивым женским именем», я вернулся на вокзал и – в комнату отдыха. Кстати, название происходит не от имени Лидия, а от балтийского слова, обозначающего «обработанное поле на месте вырубленного леса». Но город очень понравился (несмотря на пасмурную и холодную погоду). И название приятное!

 

Утро 5-го дня встретило солнцем и безоблачным небом. Теперь едем до станции Неман (Нёман) – на дизельном поезде Лида – Барановичи.

…Со станции Неман (Нёман) хорошо виден мост через одноимённую реку. Вскоре я вышел к реке, отправился вниз. Ниже был участок, где много отдыхающих; он невелик. Через некоторое время «упёрся» в болото.

Немного вернувшись, обратил внимание на дорогу, уходящую в лес. Свернув, через некоторое время вышел в деревню Селец, где повернул налево. Дальше – держимся ближе к реке. Свернув на лесную тропу, снова вышел к Неману. Но вскоре тропинка закончилась. На станцию вернулся кратчайшим путём – через деревню.

Потом – снова к реке и вверх по течению. Под конец дорога ушла в сторону от Немана, и развернулся у лесной опушки.

Неманский участок был не самым продолжительным, но очень ярким. После – на дизельную электричку в Барановичи.

После Немана были леса; много сосновых боров. Ещё между Неманом и Барановичами есть платформа Дворец (Дварэц). Дворцов, к сожалению, не видел, а вот сосны за окном радовали глаз.

Во второй половине пути природа немного изменилась: поезд ехал среди холмов, порой довольно высоких. Они почему-то напомнили Урал (или даже Сибирь): внизу луга, а выше – лес.

Путь до Барановичей прошёл почти незаметно. На город, увы, времени не осталось: через несколько минут отправляется электричка в Минск (следующая будет часа через 2). Едва успел купить билет и добежать – через 3 минуты электричка отправилась. «Эпоха дизельных поездов» закончилась: дорога Москва – Брест электрифицирована, а обыкновенная электричка едет намного быстрее, чем дизельная.

 

(Перейти к фотографиям: Минский участок).

В Столбцах ждал не очень приятный «сюрприз»: не удалось поменять российские рубли на белорусские. Ещё в Немане заметил, что белорусских денег остаётся маловато. На билеты Неман – Барановичи и Барановичи – Столбцы, конечно же, хватило. В деревне это, разумеется, не сделаешь; в Барановичах не было возможности из-за дефицита времени (не ждать же 2 часа следующую электричку!)…

Полагал, что в Столбцах можно будет решить проблему. Всё-таки город. На вокзале к тому же останавливаются пассажирские поезда из России и с Украины. Но ни на вокзале, ни рядом пунктов обмена валюты не было. Пришлось спрашивать прохожих. Но они также не смогли помочь. Минут 40 было потрачено впустую…

Из-за этого участок сократился. Наконец, вышел к Неману (точнее, автодорожному мосту, находящемуся около моста железнодорожного). Перейдя реку, немного прошёл по берегу и вернулся. В тех краях Неман уже невелик (верховья).

Уехать пришлось раньше, на электричке Брест – Минск. Через несколько минут после неё отправляется электричка Столбцы – Минск («подстраховка», если придётся сойти). Билет пришлось взять не до Минска, а поближе (на что хватило денег). Перед Минском пришлось немного переживать и смотреть на километровые столбы (далеко ли ещё до города?)… Удивительно, но доехал без проблем (хотя настроение немного испортилось).

Электричка прибыла на ст. Институт Культуры. Последняя немного подпортила впечатление (узкая платформа, толчея и так далее). Затем дошёл пешком до вокзала. Там есть несколько круглосуточных пунктов обмена валюты, и проблема была решена.

Следующее утро было посвящено Минску.

Затем – ст. Институт Культуры, на электричку Минск – Орша. Обратите внимание, что электропоезда отправляются и с вокзала, и со ст. Институт Культуры. По состоянию на лето 2011 года:

на северо-запад (Молодечно) – только с вокзала;

на юго-восток (Осиповичи) – 2 электропоезда от Института Культуры, остальные с вокзала;

Барановичское направление – примерно по 50% с Института Культуры и с вокзала;

на Борисов, Оршу – только с Института Культуры.

Все поезда дальнего следования отправляются с вокзала. Платформа Институт Культуры находится у одноимённой станции метро, а вокзал – на «Площади Ленина» (соседняя остановка).

 

Едем до платформы Березина (следующая после Борисова остановка). Дело в том, что идти лучше по левому берегу Березины (он «дикий»). За станцией Борисов будет железнодорожный мост через Березину, но он охраняется, и пройти нельзя. Автодорожный же мост находится значительно выше.

По грунтовым дорогам дошёл от платформы Березина до одноимённой реки. Затем – вниз по берегу. Но тропинка скоро закончилась, и пришлось вернуться. Вспомнил, что между платформой и рекой была грунтовая дорога, перпендикулярная «железке». Дойдя до неё, свернул и пошёл в южном направлении (реку видно не было). Потом, свернув на развилке вправо, вышел к реке. Пройдя по берегу старицы, вышел к озеру. Дальше пришлось уйти в сторону (дорог у реки не было). Выйдя на хорошую грунтовую дорогу, заметил вскоре, что она поворачивает к реке…

Дорога вышла к реке там, где когда-то, наверное, стоял мост (насыпь была высокой). На противоположном берегу были деревенские дома. Спустившись с насыпи, постоял на берегу и отправился обратно. Назад шёл кратчайшим путём – по «главной» грунтовой дороге, никуда не сворачивая. На окраине Борисова песок сменился асфальтом. Затем вышел к уже знакомой платформе (Березина). Перейдя «железку», прошёл по «сельским» районам Борисова и вышел на шоссе (ул. Гагарина). Вскоре был на автобусной остановке.

Доехав до центра Борисова, пошёл к вокзалу (пешком). Недалеко от вокзала есть пляж на правом берегу Березины. Грунтовая дорога к пляжу отходит от Заводской улицы (рядом – пешеходный мост через «железку»). Потом ещё немного погулял по городу. Поздним вечером (перед отъездом) сходил на Березину в последний раз, посмотрел на закат…

В двенадцатом часу вечера в Борисове останавливается поезд Брест – Москва. Через 9 часов он привезёт меня домой.

 

В завершение. А также – на что обратить внимание…

1) В Белоруссии значительно спокойнее и безопаснее. Хотя и там на улице можно увидеть пьяных. Но – говорить об опасности не приходится.

2) В Белоруссии хорошо развито пригородное и местное железнодорожное сообщение. Правда, дизельная электричка разгоняется медленнее, чем обыкновенная, и это увеличивает время в пути. Проезд в поездах (и городском транспорте) гораздо дешевле, чем в России. Продукты, кстати, также гораздо дешевле.

3) Покупка продуктов, обмен валюты. Обратите внимание, что продуктовых магазинов в Белоруссии намного меньше, чем в России; многие из них рано закрываются или не работают в выходные дни. То же самое относится к обмену валюты. Не забудьте поменять российские рубли на белорусские раньше, чем последние закончатся.

4) Климат в тех краях довольно мягкий. Но летом бывает и жара (свыше +30), и проливные дожди. Из 6 дней последние два были тёплыми и солнечными. В начале (1-й и 2-й дни) – днём жарко, а вечером и ночью ливни с грозами.

 

 

В начало