Путь длиной в 10 лет…

 

От Байкала до Барнаула

 

…Это путешествие было приурочено к 10-летию похода Рязань – Мичуринск (отсюда и название рассказа).

Путешествие включает в себя сразу несколько районов Сибири, осуществляется без палатки и спальника. Оно использует практически весь опыт бесснаряженческих дальних походов – от далёкого 1998-го года до самых крупнокилометражных походов, состоявшихся незадолго до него. Для подготовки к нему был пройден первый и пока единственный в своём роде поход «Окраина Москвы (Строгино) – Морозки – Софрино», где удалось развить скорость свыше 100 км/день.

Конечно, в 1999-м году БАМ и Сибирь были не ближе, чем Луна. И всё-таки грустно понимать, что достичь можно было большего. И намного раньше. Не только внешние обстоятельства, но и собственная слабость, легкомыслие помешали это сделать. Лишь с годами удалось понять, что походы были не увлечением, а верным и надёжным Другом.

И сейчас не удалось полностью реализовать свои планы. Планировалось пройти не меньше 1000 километров, удалось – лишь 700 (хотя… 700 километров в сибирских условиях – это 4-значное число в средней полосе России). От части планов пришлось отказаться ещё до отъезда. «Главным» должен был стать участок Куанда – Таксимо. Потом стало ясно, что готовиться к нему бессмысленно.

 

Весь рассказ находится на этой странице.

Ссылки на фотографии – в таблице (для участков №№ 1, 2, 4, 7, 10, 11, 13 приведены и графики движения).

Участок

Количество

фотографий

0

По дороге на БАМ (Урал, р. Лена)

7

1

Киренга – Окунайский

35

2

Северобайкальск – р. Гоуджекит – Северобайкальск

50

3

Участок БАМа восточнее г. Железногорск-Илимский

(ст. Коршуниха-Ангарская)

25

4

Р. Чуна ниже БАМа (ст. Сосновые Родники)

36

5

Тайшет; близлежащая часть жел. дороги

Абакан – Тайшет

12

6

Красноярск, о. Татышев

35

7

Поход южнее Учума

(«стык» Красноярского края и Хакасии)

40

8

Заповедник «Столбы»;

р. Енисей выше Красноярска

30

9

Мариинск, р. Кия; Кемерово

14

10

Бийск – Одинцовский Посад – Сорокино

(«рождение» р. Обь)

30

11

Барнаул – 310-й километр – Барнаул

35

12

Рубцовск, р. Алей

20

13

Изынский – р. Иня – 102-й километр – Изынский

35

14

Новосибирск

33

 

Общее количество фотографий

437

 

По дороге в Киренгу

Поезд Москва – Северобайкальск едет до Киренги свыше 3,5 суток. С учётом разницы во времени – ещё больше: из Москвы уезжает днём, в Киренге останавливается утром. 3-й и 4-й дни были жаркими.

На 4-й день проехали Канск. На восточной окраине города, возле шоссе, есть гостиница «Медведь». Рядом находится автомойка с таким же названием. Но… обычно медведи живут в тайге, а не в степи с берёзовыми лесами (Канск находится в лесостепной зоне)! В этот же день, между Решотами и Тайшетом, была платформа УРАЛКЛЮЧИ… за 3 с лишним тысячи километров от Урала. На самом деле она называется Уральские Ключи. Чуть позже была станция Юрты. Юрт, однако, там нет, это посёлок городского типа.

 

Активная часть

1-й день

…Проснувшись перед Леной, я увидел начало «основного» БАМа. Первая станция после моста через Лену – Чудничный, затем – Звёздная. Названия вполне соответствующие: после Лены железная дорога поднимается в горы, словно стремясь к звёздам…

День был посвящён походу Киренга – Окунайский (перейти к нему). Километраж его невелик: планировалось вернуться в Киренгу ранним утром, но в итоге я уехал в Северобайкальск этим же вечером. Причины понятны: недосыпание в поезде, плохая обувь, да и день выдался жарким…

 

2-й день

(Перейти к нему)

Переночевав в комнате отдыха на вокзале Северобайкальска, я отправился на Тыю, с которой «познакомился» в 2007-м г. Сейчас, несмотря на жару, продвинулся намного дальше – до моста через р. Гоуджекит. На вершинах гор ещё лежал снег, а вода в реках была высокой: первая половина июня на БАМе – ещё не лето, а поздняя весна. Днём была жара за 30, но вечером быстро похолодало. Когда я вернулся, табло на вокзале показывало +16, перед отъездом – уже +12.

Этот день был самым тяжёлым. Помимо жары, сказалось и состояние дороги: по сравнению с 2007-м г. оно заметно ухудшилось. Удивила и неразвитость городского транспорта в Северобайкальске. Пройдя пешком через весь город, я так устал, что не стал спускаться к Байкалу и посмотрел лишь сверху. Казалось, что я просто не смогу влезть обратно…

 

3-й день

(Перейти к нему)

В западной части БАМа стоит город Железногорск-Илимский. Станция называется Коршуниха-Ангарская (город «вырос» из посёлка Коршуниха). Оттуда отправился в сторону Лены (на северо-восток). Потом, развернувшись в тайге, вернулся в город.

Поздним вечером проходит поезд Усть-Илимск – Тайшет, на котором я уехал.

 

4-5 дни

(р. Чуна, Тайшет)

Ранним утром поезд останавливается в Сосновых Родниках (посёлок Октябрьский). Чуна была знакома и раньше (2007-й год), но сейчас удалось продвинуться намного ниже. Поход состоял из 2 частей, проходящих по правому и левому берегам Чуны. Через неё, кстати, построили 2-й мост (БАМ в тех краях 2-колейный). Поезда по нему ещё не ездили, но, со слов местных жителей, осенью должны открыть движение.

На Чуне стала окончательно ясна проблема с обувью, но в Октябрьском решить её нельзя. (Не удалось решить её и в Тайшете – это небольшой город). Из-за этого Чунский участок наиболее «пострадал». Помимо кроссовок, была и запасная обувь, которой я воспользовался вечером. По мягкой дороге идти легче, но потом переобулся обратно – уже и холодно, и дорога тяжёлая…

На 2-й конечной остановке погода начала портиться. Минут за 30 до отправления поднялся сильный ветер, а вдалеке начали сверкать зарницы (беззвучные молнии). Перед отправлением деревья стонали от сильного ветра. Десятью минутами позже начался ливень с грозой.

На 123-й километр прибыл за 3 часа до электрички. Дождь не прекращался, но неподалёку от платформы есть заброшенная автобусная остановка, где можно укрыться.

Ранним утром подошла электричка. В Тайшете дождя уже не было, но сильно похолодало; пришлось ждать на вокзале, пока воздух немного нагреется.

После был изучен близлежащий участок «Трассы мужества» – железной дороги Абакан – Тайшет. Тайшет – «ворота» Восточной Сибири: все без исключения поезда, следующие в Восточную Сибирь и на Дальний Восток, проходят через него.

Грузовой поток на линии Абакан – Тайшет довольно велик, а вот пассажирское сообщение оставляет желать лучшего. Единственный поезд состоял из 3 вагонов: Тайшет – Абакан, Тайшет – Саянская и Тайшет – Красноярск. Электричек в тех краях нет вообще.

 

6-й день

(Перейти к нему)

Ночью, когда я крепко спал, вагон прицепили к поезду Абакан – Красноярск, прибывающий в Красноярск утром. Приехав в Красноярск, сразу же купил билеты в Учум и обратно.

День был посвящён Красноярску и Енисею. Проблема с обувью решилась, хотя времени было потрачено немало. «Событием дня» стала встреча с сурком… практически в городе. В Красноярске есть «дикий» (незастроенный) остров на Енисее; сурок встретился всего в нескольких сотнях метров от моста.

 

7-й день был посвящён району южнее Учума (железная дорога Ачинск – Абакан). С погодой опять не повезло (дожди и холод). Южнее Копьёва пейзаж чем-то напоминал Полярный Урал…

Рельеф весьма сложен: в тех краях уже начинаются Саяны. Но прошёл на удивление легко – видимо, потому, что был хорошо обут.

 

8-й день был посвящён заповеднику «Столбы» и участку Енисея выше Красноярска.

Погода была плохой: в городе +8 (поздним утром!), а в горах – и того меньше. Вершины гор были укутаны облаками…

Часа в 2 погода улучшилась. Прямо по берегу Енисея проходит железнодорожная ветка Красноярск – Дивногорск; где-то можно идти по тропинкам, где-то – по самой «железке». Движение очень редкое: за всё время проехала 1 электричка. К смотровой площадке поднимаемся по шоссе.

Когда вернулся в Красноярск, опять начался ливень, но ненадолго. К вечеру небо очистилось от облаков – удалось и полюбоваться закатом. До Мариинска ехал на «БАМовском» поезде: Нерюнгри – Тында – Новосибирск. Правда, едет он не по БАМу, а по Транссибирской магистрали: Тында соединена с ней отдельной веткой («Малый БАМ»).

 

9-й день

(Перейти к нему)

Утром было холодно. Мариинск стоит на реке Кия, а местность уже равнинная. К сожалению, из-за слякоти не удалось уйти далеко. Видимо, воды под ногами было мало: днём ещё прошёл дождь…

После Мариинска хотел доехать дневной электричкой до Тайги: западнее её есть хорошая дорога, параллельная Транссибирской магистрали. Но от этого пришлось отказаться: от Красноярска до Мариинска ехать (соответственно, и спать) недолго, и я понял, что рискую не выдержать ночь. Вернувшись, взял билет на автобус в Кемерово. Последнее стоит в стороне от Транссибирской магистрали. Поездов и электричек мало, зато есть ночной автобус Кемерово – Белокуриха, проходящий через Бийск. На нём и уехал. Жаль, что на Кемерово времени осталось немного.

 

10-й день

(Перейти к нему)

Автобус остановился в Бийске ранним утром; автовокзал ещё закрыт, а на улице холодно. К счастью, уже открылся расположенный на той же площади ж/д вокзал. Купив билет на вечерний автобус в Барнаул, я отправился в путь. Ночь холодна, а день был жарким (30-33 градуса). Добраться до слияния Бии и Катуни удалось не сразу: тропинка, проходящая по берегу Бии ниже города, оказалась тупиковой.

От Сорокина до Бийска недалеко, и автобусы ходят регулярно. Поздним вечером я был в Барнауле и отправился в комнату отдыха при вокзале.

 

11-12 дни

(Барнаульский и Рубцовский участки)

…То, что не удалось реализовать на БАМе, вполне можно пройти под Барнаулом.

Речь идёт о походе Барнаул – 310-й километр – Барнаул. Его восточная часть интереснее: там, где кончается лес, начинаются дачи.

Ночью шёл по тем же лесным дорогам, что и днём. После переезда (в Новых Зорях) прошёл по самой «железке»; по ней же незадолго до Власихи обошёл огромную лужу. Удивительно, но усталость после 90 километров пути была не большей, чем после 40-45-километрового подмосковного похода.

Потом уехал на автобусе Барнаул – Рубцовск (билет был куплен заранее). Проснулся задолго до Рубцовска; залитая солнцем степь была так красива – жаль, что р. Алей течёт среди лиственных лесов…

После «знакомства» с Рубцовском перешёл реку и отправился вниз по течению. Вернуться можно по пешеходному мосту, расположенному ниже.

Уехал поздним вечером на поезде Алма-Ата – Новосибирск (точнее, в вагоне Рубцовск – Новосибирск, прицепляемом к этому поезду).

 

13-14 дни

(Изынский и Новосибирск)

Поздним утром поезд прибыл в Новосибирск. До Изынского можно доехать электричками Кузбасского направления (Изынский, Тогучин, Курундус).

Пока возможно, шёл по берегу Ини, а дальше – по окрестностям ж/д Новосибирск – Новокузнецк (движение, кстати, не слишком частое). Ночью шёл по «железке», кое-где (например, в окрестностях Отгонки) – по грунтовыми дорогам. Идти можно неторопливо (впрочем, по «железке» быстро и не получится): ночная часть похода короче дневной. На 90-м километре сделал 30-минутную остановку – огни Изынского видны издалека. Летом ночь коротка, и ещё до прибытия начало светать.

Оставшееся до электрички время потратил на окрестности Изынского, посмотрел на рассвет…

Последний день был посвящён Новосибирску. Несколько раз шли дожди (особенно сильный – ранним вечером)… видимо, для того, чтобы не жаль было уезжать – предыдущие дни были солнечными. Но потом небо очистилось, и закат был красив. Кстати, фонтаны с подсветкой, бьющие «из Оби», включают только вечером.

Посмотрев на спокойную гладь, я отправился на вокзал. Через 2 дня и 3 ночи поезд Благовещенск – Москва привезёт меня домой…

 

 

Переход к фотографиям:

>> По дороге на БАМ (Урал, р. Лена)

>> Киренга – Окунайский

 

В начало