Путешествие от Байкала до Барнаула (и Новосибирска)

Здравствуйте!
Путешествие, включающее в себя несколько районов Сибири, осуществляется без палатки и спальника. Оно использует практически весь опыт дальних походов без снаряжения – от далёкого 1998 года до 100-километрового похода Строгино – Морозки – Софрино, пройденного чуть раньше для подготовки.

Продолжение рассказа будет ниже.


Переход к фотографиям
(для многих участков приведены и графики движения)

Тыя и снежные горы Байкальского хребта
БАМ (Байкало-Амурская магистраль) от Байкала до Чуны
Киренга, Байкал, река Тыя, Байкальский хребет, Железногорск-Илимский, река Чуна

Окраина Тайшета
Тайшет. Близлежащая часть железной дороги Абакан – Тайшет

Енисей
Красноярск, заповедник «Столбы», Енисей

Луг, горы
Учум – южные окрестности Копьёва – Учум

река Кия
Мариинск, река Кия. Кемерово

река Обь
Алтайская часть путешествия
Барнаул, Бийск, Рубцовск, река Обь и многое другое

Платформа Отгонка
Новосибирская часть путешествия
Изынский – р. Иня – 102-й километр – Изынский
Новосибирск

Грустно понимать, что достичь можно было большего. Не только внешние обстоятельства, но и собственная слабость, легкомыслие помешали это сделать. Лишь с годами пришло понимание, что природа и походы были не увлечением, а верным и надёжным Другом.
Сегодня планы не были реализованы полностью. Планировалось пройти не менее 1000 километров, получилось... лишь 700. От части планов пришлось отказаться до отъезда. «Главным» должен был стать участок Куанда – Таксимо. Потом понял, что готовиться к нему бессмысленно.
Одна из причин неудачи — неподходящая обувь. К сожалению, подготовительные походы прошёл в старых кроссовках; новые лишь проверил, убедившись, что они не развалятся через несколько дней.

Однако... внимание! Годом позже состоялось грандиозное путешествие «Сибирская Дорога» (не менее 1200 км).


По дороге в Киренгу
Поезд Москва – Северобайкальск едет до Киренги свыше 3,5 суток. С учётом разницы во времени – ещё больше: из Москвы уезжаем днём, в Киренгу приедем утром.
Уже ближе к Киренге, на участке Красноярск — Тайшет, проехали Канск. На восточной окраине города бросилась в глаза гостиница «Медведь». Но… обычно медведи живут в тайге, а не в степи с берёзовыми лесами (Канск находится в лесостепной зоне)! Чуть позже (до Тайшета) была платформа УРАЛКЛЮЧИ… за 3 с лишним тысячи километров от Урала. На самом деле она называется Уральские Ключи. Была и станция Юрты. Но юрт не видел, это посёлок городского типа.
Проснувшись перед Леной, увидел начало «основного» БАМа. Позже — станция Звёздная. Верное название! После Лены железная дорога стремится к звёздам, поднимаясь в горы.

Активная часть

Перейти к фотографиям: БАМ (Байкало-Амурская магистраль) от Байкала до Чуны

1-й день посвящён походу Киренга – Окунайский. Он невелик; в Северобайкальск уехал вечером.

Второй день
Переночевав в комнате отдыха на вокзале Северобайкальска, отправился на уже знакомую реку Тыю. Несмотря на жару, продвинулся намного дальше, чем в 2007 году – до моста через Гоуджекит. На вершинах гор лежал снег, а вода в реках высока: начало июня на БАМе – ещё не лето, а поздняя весна. Днём была жара за 30, но вечером быстро похолодало: когда вернулся, табло на вокзале показывало +16, перед отъездом – уже +12.

Третий день
В западной части БАМа стоит Железногорск-Илимский. Станция называется Коршуниха-Ангарская (город «вырос» из посёлка Коршуниха).
Приехав, отправился на северо-восток (в сторону Лены), позже развернувшись в тайге.
Уехал поздним вечером на поезде Усть-Илимск – Тайшет.

4 — 5 дни
Ранним утром приехал в Сосновые Родники (посёлок Октябрьский). Чуна тоже знакома (2007 год), но сейчас продвинулся намного ниже. Поход состоял из 2 частей, проходящих по разным берегам Чуны. Через реку, кстати, построили второй мост; поезда ещё не ездили, но, по словам местных жителей, осенью должны открыть движение.
На Чуне стала окончательно ясна проблема с обувью, но в Октябрьском её не решить (не удалось решить проблему и в Тайшете – это небольшой город). Из-за этого Чунский участок «пострадал». Помимо кроссовок, была запасная обувь, которой воспользовался вечером. По мягкой дороге идти легче, но потом переобулся обратно – уже и холодно, и дорога тяжела.
На второй конечной остановке погода начала портиться. Перед отправлением деревья стонали от сильного ветра; десятью минутами позже начался ливень с грозой.
На 123-й километр прибыл за 3 часа до электрички. Дождь не прекращался, но неподалёку нашлась заброшенная автобусная остановка, где можно укрыться.
Ранним утром подошла электричка. В Тайшете дождя уже не было, но сильно похолодало.
Изучен близлежащий участок «Трассы мужества» – железной дороги Абакан – Тайшет. Тайшет – «ворота» Восточной Сибири: его проходят все без исключения поезда, следующие в Восточную Сибирь и на Дальний Восток.
Грузовой поток на линии Абакан – Тайшет довольно велик, а пассажирских поездов мало. Единственный поезд состоял из 3 вагонов: Тайшет – Абакан, Тайшет – Саянская и Тайшет – Красноярск. Ночью, когда я крепко спал, вагон прицепили к поезду Абакан – Красноярск.

Фотографии: Красноярск, заповедник «Столбы», Енисей (дни 6 и 8)

День 6 посвящён Красноярску и Енисею.
Приехав в Красноярск, купил билеты в Учум и обратно.
Проблема с обувью решилась, хотя времени потрачено немало. Событием стала встреча с сусликом... практически в городе (остров Татышев); суслик встретился в нескольких сотнях метров от моста.

7-й день посвящён району южнее Учума (железная дорога Ачинск – Абакан). С погодой не очень повезло (дожди), а пейзаж порой напоминал Полярный Урал. Зато подъёмы преодолевал на удивление легко – видимо, потому, что хорошо обут!

Холодный 8-й день посвящён заповеднику «Столбы» и Енисею (выше Красноярска).
В городе было +8 (поздним утром!), а в горах – и того меньше; их вершины укутаны облаками.
Часа в 2 погода улучшилась. По берегу Енисея проходит железная дорога Красноярск – Дивногорск (движение редкое). К смотровой площадке поднимусь по шоссе.
Когда вернулся в Красноярск, опять начался ливень, но ненадолго. К вечеру небо очистилось от облаков; удалось полюбоваться закатом.
До Мариинска ехал на «БАМовском» поезде: Нерюнгри – Тында – Новосибирск. Правда, он едет не по БАМу, а по Транссибирской магистрали: Тында соединена с ней отдельной веткой («Малый БАМ»).

9-й день: Мариинск, река Кия. Кемерово
«В начале была Тыя, а сегодня — Кия» (река, на которой стоит Мариинск).
После Мариинска хотел доехать электричкой до Тайги: западнее видел хорошую дорогу, параллельную Транссибирской магистрали. Но отказался: рискую не выдержать ночь.
Вернувшись, взял билет на автобус до Кемерова.
Областной центр стоит в стороне от Транссибирской магистрали. Поездов и электричек мало, зато есть ночной автобус Кемерово – Белокуриха, проходящий через Бийск. Жаль, на Кемерово времени выделил немного (подробнее: путешествие «Сибирская Дорога-2010»).

10 — 12 дни. Алтайская часть путешествия
В Бийск приехал ранним утром. Ночь холодна, а день был жарким (30 — 33 градуса). Добраться до слияния Бии и Катуни удалось не сразу: одна из тропинок на берегу Бии оказалась тупиковой.
От Сорокина до Бийска недалеко, и автобусы едут регулярно.
Поздним вечером был в Барнауле. Отправился в комнату отдыха на вокзале.

«То, что не удалось на БАМе, можно пройти под Барнаулом». Речь идёт о походе Барнаул – 310-й километр – Барнаул. Его восточная часть интереснее: там, где кончается лес, начинаются дачи.
Ночью возвращался по лесным дорогам, лишь изредка перестраиваясь на дорогу железную (например, для обхода огромной лужи у Власихи). Удивительно, но усталость от 90 километров была не большей, чем от 35-40-километрового подмосковного похода.
Потом уехал автобусом Барнаул – Рубцовск. Проснулся задолго до Рубцовска; залитая солнцем степь была прекрасна – жаль, что река Алей течёт среди лиственных лесов.
Познакомившись с Рубцовском, перешёл речку, отправился вниз по течению.
Уехал поздним вечером на поезде Алма-Ата – Новосибирск (точнее, в вагоне Рубцовск – Новосибирск).

13 — 14 дни. Новосибирская часть путешествия
Поздним утром поезд прибыл в Новосибирск. До Изынского можно доехать электричками Кузбасского направления (Изынский, Тогучин, Курундус).
Пока возможно, шёл по берегу Ини, а позже — по окрестностям железной дороги Новосибирск – Новокузнецк (движение не очень частое). Возвращался (ночью) как по железной, так и по грунтовым дорогам. Неторопливо: ночная часть похода короче дневной, а огни Изынского видны издалека.
Летняя ночь коротка; ещё до прибытия начало светать. Время, оставшееся до электрички, любовался рассветом около Изынского.

Последний день посвящён Новосибирску. «А дожди пролились, чтоб расстаться без грусти». Но потом небо очистилось.
Посмотрев на спокойную гладь Оби, отправился на вокзал. Через 2 дня и 3 ночи поезд Благовещенск – Москва привезёт меня домой.