Путешествие на Байкало-Амурскую магистраль (БАМ)
Август – сентябрь 2007


Здравствуйте! Замечательное путешествие на Байкало-Амурскую магистраль (БАМ) состоялось в 2007 году. Помимо БАМа, посетили берега Чуны, Красноярск и даже Саяны в ближайших окрестностях города.

…Как и 2 года назад, уезжал с Казанского вокзала. Только поезд был не Тындинский, а Северобайкальский. «Отправляется с Казанского вокзала, а едет севернее – через Нижний Новгород, Пермь». Путь от Москвы до Улькана занял почти 4 дня (3 суток 18 часов).

Второй поход на Байкало-Амурскую магистраль был – на то время – самым продолжительным в моей биографии: активная продолжительность – 14 дней; с проездом туда / обратно: 3 недели.

Первоначальные планы были несколько другими. Участок Улькан – Северобайкальск планировалось пройти целиком. Затем: доехав до Куанды или восточнее, отправиться оттуда на запад. Основная причина «перестройки» – сомнения в безопасности ночёвок в «диких» местах. На ряде участков проблемой стала бы покупка еды и воды: так, на 100-километровом участке Куанда – Таксимо нет ни одного населённого пункта.
Река Чуна изначально не входила в планы. Но восточная часть путешествия сократилась, поэтому… посетил и не жалею об этом!

Фотографии (и графики движения)

река Кунерма
Улькан, Кунерма

мост через Койру
Окрестности Куанды (западные и восточные)

Байкал
Байкал, река Тыя, Северобайкальск

река Чуна. Посёлок Октябрьский
Река Чуна (и Уда)

Заповедник Столбы
Красноярск, Енисей, заповедник «Столбы»

Структура «активной» части

Дни 1 – 2: поход Улькан – Кунерма. Дополнительный участок восточнее Кунермы.
3: река Кунерма и окрестности. Вечером – переезд в Северобайкальск.
4: Северобайкальск, озеро Байкал. Вечером: отъезд в Куанду.
5: Куандинский участок. Западное направление, р. Койра.
6: Куандинский участок. Восточное направление, р. Куанда. Вечером – отъезд в Северобайкальск.
7: Северобайкальск, небольшой подъём на гору, «ознакомительный» выход на Тыю возле города.
8: река Тыя. «Основной» поход (до разъезда Тыя и обратно).
9: низовья Тыи, Северобайкальск, Байкал. Отъезд в Сосновые Родники.
10: утром и днём едем. Вечером: р. Чуна, отход от Октябрьского.
11: река Чуна выше Октябрьского (и – немного – Уда).
12: река Чуна (ниже моста). Отъезд в Тайшет и далее в Красноярск.
13: заповедник «Столбы», Красноярск.
14: Красноярск, р. Енисей. Поздним вечером – отъезд домой.

Рассказ

День 1
Начало путешествия: поход Улькан – Кунерма с дополнительным участком восточнее Кунермы.

…Поезд остановился в Улькане неожиданно. Я только и успел схватить заранее собранный рюкзак: стоянка – 2 минуты. Посёлок Улькан стоит на одноимённой реке.

Днём была красивая таёжно-горная природа. А первую ночёвку нельзя назвать спокойной. Нет, ничего не случилось, но… стоит ли повторять?

…Остановился между БАМом и автодорогой. Несмотря на пройденные километры, спать ещё не хотелось. Поначалу не испытывал никакого беспокойства. Чего бояться? По автодороге иногда проезжали машины, а железнодорожное движение казалось более интенсивным, нежели 2 годами ранее (впору прокладывать 2 путь). Западная часть БАМа (до Таксимо) электрифицирована, но поезда всё равно слышны за 6 – 7 километров.

Страшно стало через полтора часа. Автомобильного движения уже не было, установилась тишина. Обычно тишина радует, но сейчас она казалась неестественной и зловещей. Меня не покидало ощущение тревоги и полной беззащитности перед дикой природой. Шум ветра и редкие крики птиц воспринимались неадекватно.

Причина для опасений всё же была: электровозы сигналили на «диких» участках железной дороги – там, где ни посёлков, ни переездов, ни людей не было и быть не могло. Очередной гудок электровоза услышал в нескольких сотнях метров (может быть, в километре) от себя, когда рядом проезжали последние вагоны грузового поезда.
Возникал естественный вопрос: для чего? Неужели шум тяжёлого поезда не отпугивает зверей??? Нужно добавить, что железная дорога извилиста, и увидеть зверя (если он действительно есть) машинист может лишь с небольшого расстояния.
Заснул ближе к утру; к тому времени проехало немало поездов.

Что дальше? Было решено воздержаться от ночёвок возле диких участков БАМа. Понимание, что я всё-таки завысил «уровень природной опасности», пришло позже. Но обратите внимание: это Сибирь, а не Подмосковье или населённый район Европейской части России. Дикие звери (в том числе хищные) там действительно водятся.

Второй день оказался более тёплым, даже жарким. Днём было 25 – 27 градусов. Впрочем, о жаре, которая была под Тындой (в июле 2005), не было и речи.
Незадолго до Кунермы был одноимённая горная река. Несмотря на жару, вода весьма холодна. Кунерма – небольшой посёлок. Западная его часть оставила грустное впечатление: недостроенные, заброшенные нежилые здания; на их крышах и даже этажах уже успели вырасти деревья. Единственный продуктовый магазин (на станции) закрыт, но, как оказалось, купить продукты можно и у местных жителей.

Время ещё оставалось (и немало). Сделал заход восточнее Кунермы. Этот участок тяжелее: начинаются горы – Байкальский хребет.
Вернувшись в Кунерму, поставил палатку неподалёку. Кунерма – не только разъезд: к тяжёлым грузовым поездам прицепляют толкачи. Толкач – 2-й электровоз в хвосте поезда, помогающий ехать в гору. Шум железной дороги немного мешал, но на душе спокойно.
Поздним вечером был сильный дождь с ветром; продолжался он часа три.

Третий день прохладен. Схожу на реку Кунерму, уделив внимание и дорогам, отходящим от АвтоБАМа около моста.
Был и заход на пройденный участок АвтоБАМа (4 км западнее моста). Ещё раз посмотрю на тайгу и горы, возвышающиеся за Кунермой (ведь завтра буду в Северобайкальске).

Дождей больше не было, а днём воздух прогрелся до 15 – 17 градусов. Но в ручье, впадающем в Кунерму у моста, заметен подъём воды.

…Посидев на берегу Кунермы, вернулся на станцию. В Кунерме «встречаются» вечерние поезда Северобайкальск – Киренга и Киренга – Северобайкальск; на последнем и уехал. После Дабана стало даже тесновато: сели горожане, приезжавшие за грибами и ягодами.

…Когда приехали в Северобайкальск, было темно. Купив билеты в Куанду и обратно, отправился в комнату отдыха на вокзале: отходить от города и ставить палатку уже поздно.
Близость Байкала чувствовалась сразу: несмотря на поздний вечер, было теплее, чем в Кунерме.

Четвёртый день посвящён Байкалу. 8 километров в направлении Нижнеангарска и обратно было достаточно, чтобы посмотреть его. Единственное – прямо по берегу проходит шоссе (более оживлённое по сравнению с АвтоБАМом). Но стоило отойти от шоссе… и начинало казаться, что его нет: прибой и ветер с Байкала полностью заглушали шум машин. Температура воды была вполне подходящей для купания. Как и 2 года назад, Байкал встретил тёплой и сухой погодой.

Вечером уехал в Куанду на поезде Северобайкальск – Новая Чара. Ни в плацкартных, ни в купейных вагонах мест не было (конец августа), поэтому воспользовался вагоном общим. В качестве общего использовался старый купейный вагон, не рассчитанный на большое количество пассажиров; верхние полки давно заняты.

Поспать удалось лишь на участке Новый Уоян – Таксимо. В Новом Уояне вышло человек 10; после обнаружились 2 свободные верхние полки. Проснулся перед Таксимо; проводница долго будила не совсем трезвого пассажира, ехавшего на нижней полке.
Незадолго до Витима (ударение на 2-й слог: Витим, а не Витим) начало светать. Витим (он же Угрюм-река) был на удивление мелким и казался уставшим от летнего зноя. Отмели на середине реки бросались в глаза.

День 5
Куанда. Табло на вокзале показывало 4 градуса тепла (!). Немного посидев в здании, дождался, пока солнце поднимется выше.

Пятый день посвящён западным окрестностям Куанды. В Куанде дорога асфальтирована; за переездом асфальт кончился. Состояние дороги ухудшалось по мере удаления от Куанды; конечная остановка – в тайге, изобилующей комарами.
Несмотря на холодное утро, день был жарким. Усталость, жара и недосыпание в поезде вынудили лечь спать раньше обычного. Лес начинался прямо у станции; близость посёлка и раннее время немного смущали, но густая тайга надёжно скрывала палатку.

Шестой день: поход до реки Куанды и обратно. БАМ пересекает реку восточнее. Дорога хороша, а мост (автодорожный)… совсем не пригоден для движения: центральные пролёты отсутствуют; деревянный настил на уцелевшей части был горелым. Восстановление моста, судя по всему, не планировалось.
Почему же отсутствовала центральная часть? Удивляла сравнительно небольшая высота моста. Весной плывущие льдины могли достигать нижней его части.

С заходом солнца похолодало. Северобайкальский поезд проходит в 10 часов вечера; было уже совсем темно.

День 7 посвящён окрестностям Северобайкальска и «ознакомительному» (небольшому) выходу на Тыю. Было и небольшое «восхождение» на гору возле Северобайкальска.

Первый дождливый день. Дожди были достаточно сильными, но кратковременными, а тайга хорошо защищает от них.
Зато вечер очень красив. Туман, поднимающийся из долины Тыи, укутывал горы, словно они могли замёрзнуть ночью. Место ночёвки приближено к Тые (завтра не будем тратить время на город).

Восьмой день, солнечный и малооблачный, посвящён Тые. Тыя – красивая горная река с быстрым течением и холодной водой; впадает в Байкал.
«О вчерашних дождях не вспоминаем, но… на горы начала спускаться осень». Деревья с пожелтевшей листвой встречались неоднократно, особенно у вершин.

Маршруты «основного» и обратного направлений различаются. БАМ проходит непосредственно по долине Тыи. Возвращаясь, предпочёл автодорогу; перед Северобайкальском она уходит от Тыи, «неожиданно» поднявшись на перевал.

Утром девятого дня «попрощался» с Тыей (нет, сказал «До свидания»), увидев последний участок реки.
Оставшаяся часть дня посвящена Байкалу и городу. День солнечный, но – с сильным северо-западным ветром. Вода в Байкале ещё тепла; из-за ветра на берегу было прохладнее, чем в воде.
Уезжал на поезде Северобайкальск – Красноярск, как и 2 года назад. Но сейчас едем ближе: до Сосновых Родников (посёлок Октябрьский). Перед отъездом… мягко-розовый закат и негромкий прибой оставили умиротворённость; казалось, что Байкал желает доброго пути.

«Что видели? Тайгу, горы, небольшие реки и огромное озеро – Байкал. В конце будут крупные реки – Чуна и Енисей» (последний, конечно же, шире).

День 10 Железная дорога пересекает Чуну примерно в 130 км от Тайшета. Река образуется выше – слиянием Уды и Чукши.

…В Сосновые Родники (посёлок Октябрьский) приехали вечером. Чуна протекает по южной окраине посёлка; ширина её достигает (на глаз) 350 – 400 метров. Времени до захода солнца хватило, чтобы отойти и поставить палатку. На противоположном берегу стоял завод; порой слышен шум машин, проезжающих по шоссе.

День 11 …Ранее (возможно, и сейчас) Чуна использовались для лесосплава; выше Октябрьского встречаются брёвна, не доплывшие до пункта назначения. Они видны даже с автодорожного моста на глубине 2 – 2,5 метра.

Собрав палатку, отправляюсь вверх по течению Чуны. Далее река отдаляется от железной дороги; за автодорожным мостом Чуна становится более «дикой» и интересной.
День был жарким. Река Уда (на конечной остановке) благоприятна для купания: дно каменистое, но чистое. С водой питьевой дела обстояли хуже: до Лесогорска её не купить.
По Лесогорску идём долго – на окраине нет продуктовых магазинов. «Заправившись» продуктами, вернулся к мосту. Далее – прежний маршрут. Ночевал… там же, откуда стартовал утром. Это последняя ночёвка в палатке: завтра уезжаю в Красноярск.

День 12 «Вчера ходил вверх. Сегодня – вниз». Изучу Чуну ниже железнодорожного моста. Чтобы быстрее пройти Октябрьский, идём севернее железной дороги.

…Красив сосновый лес на крутом берегу Чуны. Противоположный (левый) берег не столь высок; часто безлесен. Ниже железной дороги нет лесосплава, и Чуна чиста.

Поезд Северобайкальск – Красноярск – не ежедневный, поэтому еду на электричке Чуна – Тайшет. Поздним вечером в Тайшете остановится поезд Иркутск – Анапа; до Красноярска ехать 7 часов.

Примечание. Тайшет и его окрестности «изучены» в следующих путешествиях.

Красноярский участок включает в себя город, заповедник и Енисей.

День 13 посвящён Саянам, точнее, заповеднику «Столбы». Погода не слишком радовала: дождь, пасмурно, прохладно. До входа в заповедник еду автобусом (маршрут 50), предварительно сдав рюкзак в камеру хранения на вокзале.
«Столбы» – это скалы, по форме действительно напоминающие столбы. Их относительная высота – 80 – 100 метров. Но Саянские горы гораздо выше. Пусть это и «окраина» Саян – наверху ощутимо холоднее, чем в городе. Ветер практически не ощущался в тайге; на скалах он весьма силён.
На обратном пути понял, насколько велика высота. Уклон таков, что скорость 8 – 8,5 км/час достигалась почти без усилий.

Последний (14) день посвящён Красноярску и Енисею. Наиболее интересны районы между вокзалом и Коммунальным (центральным) мостом через Енисей; много старинных и красивых зданий увидим на проспекте Мира.

Поздним вечером отправляется поезд «Енисей». Билет немного дороже, но поезд быстроходен: путь Красноярск – Москва занял около 60 часов. Из-за разницы во времени кажется, что ещё меньше.

Общая информация

Природа, дороги, населённые пункты
Неподалёку от БАМа железного проходит АвтоБАМ – автодорога с редким движением. От Северобайкальска до Тынды по ней не доехать: отсутствуют мосты через некоторые реки (Куанда), а на многих участках нет даже автозаправочных станций.
АвтоБАМ – основная дорога, используемая в походе. Расстояние между ним и железной дорогой не превышает, как правило, нескольких сотен метров.
Интервалы между населёнными пунктами весьма велики – 50 – 60 км. Разъезды располагаются чаще.
Окрестности Чуны более похожи на Европейскую часть России. Чуна – широкая равнинная река с тёплой водой.

Меры предосторожности
Остановки на ночь – вблизи населённых пунктов. Исключением из правила была первая ночёвка. «Поперечное» удаление от БАМа или автодороги – не более 15 – 20 минут ходьбы. Байкало-Амурская магистраль проходит по «дикой» (очень малонаселённой) местности; дикие звери не встречались, но – вероятность такой встречи выше, чем в Подмосковье. Окрестности Чуны населены больше, и диких зверей можно не опасаться.
Позже пришло… понимание, что я преувеличивал опасность. Просто до 2007 года было мало походов по глухим таёжным краям.

Климат
Погода на «стыке» августа и сентября довольно благоприятна. Дневные температуры: от +15 до +25 (и выше). Дожди – исключение из правил: из 14 дней лишь 2 (и 1 вечер) были дождливыми.
Но отмечу, что климат в Сибири резко континентальный. Погодные условия непредсказуемы и могут быстро измениться. Суточные колебания температур под Куандой превышали 20 градусов (утром +4, днём +24… +26). На Байкале климат мягче.

Транспорт. Это информация 2007 года; позже ситуация сильно ухудшилась.
Восточнее Северобайкальска курсировали лишь 3 поезда: Москва – Тында – Нерюнгри (через день), Кисловодск – Тында (2 раза в неделю) и Северобайкальск – Новая Чара (ежедневно). Западнее железнодорожный транспорт развит лучше.
Пригородные (рабочие) поезда на БАМе курсировали 1 или 2 раза в день, в зависимости от участка. Западнее Лены (в том числе на участке Чуна – Тайшет) ездят привычные электрички.
Автобусы по АвтоБАМу не ездят; исключение составляют окрестности Северобайкальска. А в окрестностях Чуны проходит хорошее шоссе. В Октябрьском и Лесогорске видел автобусы до Чунского (станция Чуна).

В завершение

Жаль, не дошёл до Витима. Неся тяжёлый рюкзак, не сумел бы дойти и вернуться за 1 день (а ночевать на берегу не рискнул).
Позже были планы похода Куанда – Таксимо (без снаряжения). Но задача слишком сложна даже для безснаряженческой тяги: ведь «осилить» 92-километровый участок нужно целиком, без остановок для сна.

«Не бывает плохих походов, но… второе путешествие на БАМ лучше первого». Строителям БАМа – огромная благодарность.


Другие части путешествия:
Улькан, Кунерма / Окрестности Куанды / Байкал, Тыя, Северобайкальск / Река Чуна / Красноярск