Алтай (р. Катунь), Барнаул, Бийск, Новосибирск
Барнаул. Обь
«Вблизи Оби чаще встречаются здания синего, речного цвета»
Основная часть
Река Катунь (Чемал – Куюс – Чемал). Река Чемал
Горно-Алтайск
Бийск. Река Бия
Новосибирск
Считается географическим центром России. Стоит на Красном проспекте
Рассказ и график похода
Здравствуйте!
Замечательное путешествие на Алтай состоялось в июне 2008 года.
Структура «активной» части:
1 день. Барнаул, р. Обь. Днём – отъезд в Чемал.
1 день, вечер: приезд в Чемал. Начало основной части путешествия.
2 день: Катунь, верхнее направление. Еланда, р. Эдиган.
3: ранним утром – прибытие в Куюс. После непродолжительной стоянки – отправление обратно, в Чемал.
4: река Катунь, нижнее направление. Днём: прибытие в Чемал. Далее – река Чемал (приток Катуни).
5: возвращение в Чемал. Отъезд в Горно-Алтайск – вскоре после полудня. Дальше – «знакомство» с Горно-Алтайском и его окрестностями, ночёвка около города.
6: небольшая прогулка по Горно-Алтайску (до отъезда в Бийск). Основная часть дня: Бийск. Вечером: отъезд из Бийска в Новосибирск.
7 – 8 дни: Новосибирск. Отъезд домой (ранним вечером).
Из снаряжения использовался только спальник. Палатки не было. Нужно уменьшить массу рюкзака: дни жаркие, идём (нередко) по асфальту.
График основной части похода (река Катунь):Чемал | 21:00 | ||
Река Катунь | 21:52 | 5 | 21:57 |
Завершение | 22:25 | ||
День 2. Начало | 8:55 | ||
Река Катунь | 10:02 | 12 | 10:14 |
11:15 | 10 | 11:25 | |
12:02 | 6 | 12:08 | |
Остановка для отдыха | 12:36 | 5 | 12:41 |
Еланда | 13:12 | 25 | 13:37 |
Порог | 14:04 | 6 | 14:10 |
Река Катунь | 14:35 | 5 | 14:40 |
Остановка для купания | 15:07 | 1:15 | 16:22 |
Река Катунь | 17:13 | 5 | 17:18 |
17:35 | 5 | 17:40 | |
Ручей | 18:25 | 15 | 18:40 |
Висячий мост. Остановка на левом берегу | 19:04 | 8 | 19:12 |
Остановка для отдыха | 19:35 | 5 | 19:40 |
Река Эдиган. Мост | 19:57 | 8 | 20:05 |
Остановка для отдыха | 20:30 | 25 | 20:55 |
Река Катунь | 21:30 | 7 | 21:37 |
Завершение | 22:05 | ||
День 3. Отправление | 6:05 | ||
Куюс | 6:55 | 5 | 7:00 |
Конечная. Окраина Куюса | 7:12 | 8 | 7:20 |
Река Катунь | 8:43 | 12 | 8:55 |
Река Эдиган, мост | 9:57 | 10 | 10:07 |
Ручей | 11:02 | 1:10 | 12:12 |
Остановки для отдыха | 12:35 | 5 | 12:40 |
12:55 | 5 | 13:00 | |
13:20 | 5 | 13:25 | |
13:42 | 8 | 13:50 | |
14:10 | 7 | 14:17 | |
14:33 | 7 | 14:40 | |
Остановка для купания | 14:50 | 50 | 15:40 |
Река Катунь | 16:10 | 5 | 16:15 |
16:32 | 8 | 16:40 | |
17:00 | 8 | 17:08 | |
Еланда | 17:29 | 23 | 17:52 |
Река Катунь | 18:08 | 7 | 18:15 |
18:31 | 5 | 18:36 | |
18:55 | 5 | 19:00 | |
Остановка для купания | 19:25 | 1:20 | 20:45 |
Река Катунь | 21:20 | 5 | 21:25 |
Завершение | 21:35 | ||
День 4. Отправление | 10:25 | ||
Река Катунь | 10:58 | 5 | 11:03 |
11:23 | 7 | 11:30 | |
12:00 | 23 | 12:23 | |
12:48 | 7 | 12:55 | |
Остановки для отдыха | 13:12 | 8 | 13:20 |
13:45 | 30 | 14:15 | |
Река Катунь | 14:42 | 8 | 14:50 |
15:10 | 25 | 15:35 | |
Остановки для отдыха | 15:50 | 7 | 15:57 |
16:13 | 7 | 16:20 | |
Чемал | 16:35 | ||
Далее до позднего вечера: река Чемал. |
Поезд Москва – Барнаул отправлялся тогда во втором часу дня. Погода не радовала; вскоре после отъезда начался дождь. В Вековке и Муроме холодно, ветрено. До лучшей погоды добрались вечером, в районе Сергача.
Следующий день встретили восточнее Камы, в западной части Урала: Чернушка, Чад, Красноуфимск. Тучи остались позади, но подышать свежим воздухом затруднительно: были лишь 2 крупные остановки – Дружинино и Свердловск (Екатеринбург).
На третий день, утром, проехали Омск. Шёл дождь, сменившийся кратковременным ливнем в районе Калачинска. Следующая крупная остановка – Татарская, где «расстаёмся» с Транссибирской магистралью и продолжаем путь по второстепенной ветке.
Позже погода улучшилась; табло на аккуратном вокзале Карасука показывало +27. После Карасука поезд шёл медленнее, словно устал под вечер. Оставалась последняя ночь до Барнаула. Приезжаем в довольно неудобное время – 5:20 утра, и выспаться не удалось.
Барнаул встретил проливным дождём, закончившимся, однако, через полтора часа.
Посмотрев Барнаул, едем дневным автобусом до Чемала. По пути поспал, проснувшись ещё до Бийска, где переехали могучую реку Бию. На участке Бийск – Горно-Алтайск происходит постепенный переход от равнины к горам.
«Купил 1 билет, доехал с пересадкой»: в Горно-Алтайске пересадили на следующий автобус.
…По пути в Чемал нельзя не заметить, что на берегах Катуни расположено немалое количество баз отдыха, кемпингов, турбаз; многие частные дома украшает вывеска «сдаётся». Чуйский тракт с интенсивным движением проходил неподалёку от реки. Чемал стоит не на Чуйском тракте – последний уходит от реки в Усть-Семе.
В Чемал приехали вечером. О барнаульском дожде ничто не напоминало: небо безоблачно, дорога была абсолютно сухой.
Отойдя от посёлка (точнее, села), остановлюсь на ночь. На лугу, неподалёку от Катуни. Небо полно звёзд, а ночь тепла и тиха. Можно спать спокойно.
День 2. Держим курс на юг – по автодороге и грунтовым дорогам у Катуни. Последние «находятся» там, где долина реки широка. В Еланде асфальт закончился, и проезжающие (хотя и редко) машины поднимали в воздух немалое количество пыли.
Во второй половине дня температура перевалила за +30. По мере движения на юг рельеф становится более сложным; горы плотнее обступают реку.
Перед ночёвкой был сложный участок: с одной стороны – обрыв и река, с другой – почти отвесные скалы. «Неподходящий» участок кончился, но останавливаться наверху небезопасно: дорога слишком близка. Оставался 1 вариант: каменистый берег Катуни. Делать нечего: время позднее, а ночь в горах приходит быстро.
3-й день (по понятной причине) начался раньше. Куюс уже недалеко.
Я планировал развернуться чуть выше, чтобы пройти Куюс на обратном пути, купить продуктов и (обязательно!) питьевой воды. Но в Куюсе ждал «сюрприз»: продуктовые магазины по воскресеньям не работают, ждать бессмысленно. Но можно набрать воды из колонки, которых там достаточно.
Затем – обратно. Надо идти, пока не очень жарко.
До ручья дошёл довольно легко. Затем установилась сильная жара (градусов 35, а возможно, и больше). Приходилось часто останавливаться. Была и остановка для купания; вода Катуни, несмотря на жару, холодна, а потому облегчила дальнейшее движение.
В Еланде на улицах встречались пьяные, что неприятно удивило. В селе 2 продуктовых магазина. Один закрыт (потому что воскресенье), второй работает. Пить к тому времени хотелось ужасно; воды берём побольше, чтобы уверенно дойти до Чемала.
Вечером была вторая остановка для купания.
4-й день
Шёл медленно: жара опять сильна. Но Чемал недалеко, сегодня в любом случае дойду. На 30-минутной остановке постоянно садились бабочки – не только на рюкзак, но и на руку…
Вот и Чемал. На мосту через одноимённую реку увидел то, от чего глаза на лоб полезли. Молодые люди развлекались тем, что прыгали с моста в реку. Горную, неглубокую, с каменистым дном. У моста есть глубокое место – но всё закончилось бы очень грустно, если кто-то промахнулся и попал на место мелкое.
«На Катунь сходили. Зайдём на её приток – реку Чемал».
День 5. Вернувшись в Чемал, уехал в Горно-Алтайск после полудня.
…Когда приехали в Горно-Алтайск, было жарко, но вечером погода испортилась. В Бийск поеду завтра. 5 день планировалось посвятить городу и небольшой реке Майме, на которой стоит город (ниже она впадает в Катунь).
Но долина Маймы застроена. На окраине Горно-Алтайска – «частный сектор» (1-этажные сельские дома). Дикая природа начинается выше, в горах.
Позже начался ливень. Большую его часть удалось переждать. Затем… пора искать место для ночёвки. Иду в горы. Начав подниматься, увидел, что ближайшая гора испорчена палами (поджогами сухой травы). Поиски подходящего места продолжаются…
Изрядно промокнув (от дождя и мокрой травы на бездорожье), вернулся в центр Горно-Алтайска. Отойдя, остановился в сосновом лесу. Ночевать возле города небезопасно, но выбора не было. Вряд ли кто-то пойдёт в лес поздним вечером и при плохой погоде.
В сосновом лесу довольно сухо. Дождь к тому времени закончился.
Чтобы защититься от возможного ночного дождя, натянул на спальник плащ-палатку (лёгкую водонепроницаемую накидку). Плащ-палатка больше спальника, но… если будет сильный дождь, защита слабовата. «Не упадёт ли какое-нибудь дерево» (ибо ветер силён)?
Однако ночь прошла спокойно. Судя по всему, ливней не было.
Утро 6 дня похоже на предыдущий вечер. Когда собирался, прошёл небольшой дождь; следующий – сильный – начался, едва вошёл в город. До Горно-Алтайска идти несколько минут, но спуск с горы труден: узкая тропа размыта ливнем. Упасть? Это проще простого. Но всё обошлось.
В Горно-Алтайске нет железных дорог, но – на автовокзале есть железнодорожная касса, где покупаем билет Бийск – Новосибирск. За полтора часа до отъезда выглянуло солнце. Можно ещё погулять.
До Бийска ехали часа 2. По дороге окончательно установилась сухая и тёплая погода.
Бийск. Переехав Бию, автобус свернул к автовокзалу, находящемуся на одной площади с вокзалом железнодорожным. Бийск – крупный город. Есть и трамвайная линия, и тихие улицы. Вечером отправляется пассажирский поезд Бийск – Новосибирск.
Последняя часть путешествия – Новосибирск. Городу «досталось» 2 дня, поскольку Катунский участок немного сократился.
Бийский поезд прибыл ранним утром. «Опять непогода»: пасмурно, холод, моросящий дождь.
Некоторое время сидел на вокзале, дожидаясь окончания дождя. Вроде бы можно идти. Но… дождь прекратился ненадолго. Когда возобновился, я не дошёл даже до набережной Оби.
Спокойно гулять практически невозможно, и к вечеру дождь изрядно надоел.
Последний день начался с яркого солнца и жары. Погуляли по центру Новосибирска, Красному проспекту; увидели ещё раз часовню Святителя Николая (она считается географическим центром России). «Дождь начался напоследок»: часа за полтора до отъезда, когда я уже подходил к вокзалу.
Вот и всё… Ранним вечером остановится поезд Томск – Москва. Он дороже (фирменный), но немногие поезда на Москву проходят Новосибирск вечером. Через 2 дня буду дома.